Микки Маусу 78 лет

http://www.aboveallart.com/images/521-1003-Mickey-Mouse-24x18.jpg.thumb_149x200.jpg

Почти 80 лет назад на свет появился легендарный персонаж, созданный на студии величайшего мультипликатора прошлого столетия Уолта Диснея. Имя его — Микки Маус. Несмотря на свой возраст, знаменитый на весь мир мышонок по-прежнему завоевывает сердца миллионов зрителей. Быстро став символом родной студии своего «отца», по прошествию лет Микки стал символом всей Америки.

В мае 1928 года вышел в прокат первый анимационный фильм с Микки Маусом под названием «Сумасшедший аэроплан» («Plane Crazy»). Как это не покажется странным, но лента с мышонком особого успеха не имела — персонаж был создан в едином «стилизованном» ключе, присущем тому времени (вспомните Кота Феликса, Кролика Освальда, Клоуна Ко-Ко и других анимационных героев 1920-х годов), кроме того сам по себе особой новизной мультфильм не отличался. Создателями первого мультфильма, помимо Диснея, который взял на себя функцию продюсера и режиссёра, выступил близкий друг и компаньон Уолта по студии Юб Айверкс (Ub Iwerks), который, заметим, и создал самого Микки, а также двое профессиональных аниматоров, начинавших ещё у Диснея со времён его «Алисы…», Рудольф Айзинг и Хью Харман. Команда работала быстро, слаженно и профессионально, чего всегда добивался Уолт, но тем не менее появился совершенно «рядовой» и простенький мультфильм.

Ситуация вкорне изменилась после премьеры следующей анимационной ленты с участием Микки Мауса — «Пароходика Вилли» («Steamboat Willie»), ибо этот мультфильм был первым, у кого появился звук. Правда в озвученном варианте картина вышла не сразу, а лишь спустя несколько месяцев после своей премьеры ещё без звука. Итак, 18 ноября 1928 года произошла революция в анимационном мире — «Пароходик Вилли» Уолта Диснея с Микки Маусом стал сенсацией: Микки говорил, пищал голосом Уолта, пароходик гудел, и помимо всего этого было сделано замечательное звуковое сопровождение композитором Карлом Сталлингом (Carl W. Stalling). Один из аниматоров этого мультфильма — Уилфред Джексон (Wilfried Jackson) — мастерски сыграл на губной гармонике.

Вскоре после своей «озвученной» премьеры, мультфильм и главный герой обрели огромную популярность сначала в Нью-Йорке, потом во всей Америке, а потом и по всему миру. После выхода в свет таких картин, как «Галлопирующий Гаучо» («Gallopin’ Gaucho», блестяще санимированная одним Юбом Айверксом), «Амбарный танец» («Barn Dance»), «Джазовое безумие» («The Jazz Fool»), за Микки Маусом окончательно закрепилась слава.

Теперь немного о самом герое. В своих первых мультфильмах Микки Маус, сам по себе мышонок человеческих рамеров, предстаёт перед нами как весёлый, но тем не менее очень часто жестокий и жесткий персонаж. Это стало предметом обращения некоторых зрителей в адрес студии Диснея немного смягчить характер мышонка, что и было сделано в следующих картинах с Микки начала 1930-х годов. Среди таких лент особенно стоит отметить «Концерт Оркестра» («The Band Concert»), вышедший в прокат в 1935-м году. Это было самое первое появление Микки Мауса «в цвете». К тому же в нем Микки стал таким, каким мы привыкли его видеть в других поздних лентах. Озвучивал Микки Мауса по-прежнему сам Дисней. Данный мультфильм, наравне с «Тремя поросятами» (1933) имел сенсационный успех в СССР и надолго стал образцом качественной анимации. Кроме того, лента получила Золотую Медаль на бьеналле в Венеции. Режиссером «Концерта Оркестра» и других мультфильмов с Микки Маусом этого периода являлся Уилфрид Джексон, начинавший ещё в 1920-е работать над Микки в качестве аниматора. Также над лентой работали такие талантливые мультипликаторы, как Лес Кларк (Les Clark), Джонни Кэнон (Johnny Cannon), Дик Хьюмер (Dick Huemer), Джек Кинней (Jack Kinney), Вольфганг Рейтерман (Wolfgang Reitherman) — все они, а также многие другие, внесли огромный вклад в дальнейшее развитие студии Уолта Диснея.

В дальнейшем такие ленты как «На льду» («On Ice»), «Пожарная Бригада Микки» («Mickey’s Fire Brigade»), «День Перееезда» («Moving Day»), выходившие на студии в середине 1930-х годов, навечно стали классикой и обессмертили имя Микки Мауса. Также именно в этот период появляются картины с участием знаменитой троицы Микки-Дональд Дак-Гуфи. Выбор таких знаменитейших персонажей неслучаен, ведь все трое ярко индивидуальны: Микки всегда добрый и правильный, Дональд вечно ворчливый, хитрый и наглый, а Гуфи добрый, но глупый. Такими они предстают перед нами в классических мультфильмах 1930-х годов, в их числе «Чистильщики часов» («Clock Cleaners»), «Одинокие привидения» («Lonesome Ghosts»), «Строители корабля» («Boat Builders»). Режиссером этих известных и поныне популярных лент выступал Бен Шарпстин (Ben Shasrpsteen), спустя некоторое время поставивший грандиозную «Фантазию».

Одновременно в этот период всё меньше становится мультфильмов-соло с Микки Маусом. В конце 30-х-начале 40-х годов выходят такие последние хиты как «Маленький храбрый портняшка» («Brave Little Tailor», 1938), где Микки отважно сражается с великаном, «Маленький смерч» («The Little Whirlwind»), в котором мышонок, убирая двор Минни, сталкивается со смерчем и «Симфонический час» («Symphony Hour»). В начале 1940-х годов мультфильмы с Микки Маусом продолжают идти на убыль. В 1948 году, когда у Диснея было слишком мало времени, чтобы заниматься озвучкой своего любимца, голосом Микки становится Джимми МакДональд, позднее отвечавший за звуковые эффекты в полнометражках диснеевской студии.

Отдельно стоит сказать о появлении Микки Мауса в полнометражном мультфильме Уолта Диснея «Фантазия» (1940). В этой ленте Микки впервые предстаёт перед нами со слегка переделанной внешностью, в частности, аниматор Фред Мур (Fred Moore) «сделал» герою короткометражек более улучшенный вид (к примеру, глаза перестали быть в форме «дисков», таким образом наконец-то исчез «типовой» вид персонажа, характерный для стилистики конца 20-х-начала 30-х годов). В короткометражках после «Фантазии» Микки предстаёт именно в такой внешности.

Последний значительный мультфильм с Микки Маусом, сделанный ещё при жизни Диснея, является 30-минутная лента «Микки и волшебный боб» (1947), где мышонок вновь в окружении своих друзей — Гуфи и Дональда — спасает принцессу от рук людоеда. После ещё ряда мультфильмов, вышедших в 1950-е годы, Микки Маус сходит с «большого экрана» на три десятилетия, вплоть до 1990 года, когда приемники Уолта Диснея выпустили знаменитый полнометражный мультфильм «Принц и Нищий» (опять же с Гуфи и Дональдом).

Всего вышло 132 анимационных фильма с участием Микки Мауса, что, конечно же, много для одного персонажа. Но среди всех рисованных героев Микки выделяется прежде всего тем, что появлялся в новаторских лентах и тем, что его озвучил сам Уолт Дисней, на студии где Микки и «родился».

Ныне, в силу своей огромной популярности и культовости, Микки Маус продолжает радовать своих поклонников во всем мире. Создаются новые мультсериалы для телевидения («Шоу Микки Мауса»), в 1999-м Микки появляется в полнометражке «Фантазия-2». Таким образом, этот персонаж по-прежнему живёт и, как и другие бессмертные творения Диснея, будет жить вечно.

Глеб Добарский