Самый писк Нового года

http://www.vz.ru/upimg/m_135278.jpg

Согласно китайскому календарю символом наступающего года является Желтая Крыса. Зверь невиданных цветов никогда не встречается в природе, однако представителей грызунов всех мастей и цветов можно встретить практически в любой сфере искусства. Они прошли путь от символов смерти до героев детских мультфильмов. Им посвящали множество книг и картин, может быть, потому, что ни один шаг человечества не мог ускользнуть от их взгляда.

Крысы и мыши – древнейшие спутники человека. Сейчас уже сложно определить точную дату появления зверьков на Земле, а уж тем более тот момент, когда они стали досаждать людям своим присутствием.

По данным исследователей, слово «мышь» именно в привычном нам русском произношении существует и в древнейших языках. Например, в латинском зверек назывался «mus» или «mys». Любопытно, что слово «mush», обозначающее на санскрите «мышь», близко по звучанию к слову «воровать» – видимо, уже тогда люди были хорошо знакомы с повадками грызунов.

В Античности существовал настоящий мышиный культ. Писклявых малышей содержали и разводили в храмах, построенных в честь бога Аполлона, который считался покровителем грызунов. В одном храме могло содержаться до 2 тыс. зверьков одновременно.

Первым дошедшим до нас памятником культуры, увековечившим грызунов в истории, стала одна из поэм Гомера: в ней по приказу бога Аполлона зверьки подгрызли ремешки щитов высадившихся на остров Крит завоевателей, что и решило исход битвы.

В Китае мышей использовали для предсказаний, в Японии белым мышам приписывали волшебные качества, а вот в Египте они были символом зла и разрушения. Последнее толкование со времен географических открытий перекочевало и в Европу, когда по всему континенту распространилась страшная эпидемия чумы.

Реабилитацию грызунам принес кинематограф. Около 80 лет назад на свет появился легендарный персонаж по имени Микки-Маус, созданный на студии величайшего мультипликатора прошлого столетия Уолта Диснея.

Первый мультфильм с участием Микки вышел в 1928 году и назывался «Сумасшедший аэроплан». Нарисовал мышонка не Уолт Дисней, а первый аниматор диснеевской студии – Аба Иверкс. Но уже в мультфильме «Пароходик Вилли» мышонок заговорил голосом Диснея. Кстати, сначала Микки-Мауса хотели назвать Мортимером, но затем продюсеры сочли это имя слишком громоздким.

Да и вид мышонка в первые годы «жизни» сильно отличался от настоящего. Впервые свой нынешний облик, знакомый миллионам, он обрел в полнометражном мультфильме «Фантазия», снискавшим небывалую популярность.

В его послужном списке числится 132 анимационных фильма. Мультсериал «Шоу Микки-Мауса» снимают до сих пор, он остается изюминкой Диснейленда, и весь мир наводнен его изображениями. «Состояние» Микки-Мауса оценивается в 5,8 млрд долларов.

Кстати, сам Уолт Дисней, часто приговаривавший, что «все началось с мышки», на самом деле всю жизнь безумно боялся мышей.

Второй по популярности представитель семейства – мышонок Джерри. Со своим напарником котом Томом он снялся в 250 анимационных лентах. Сладкая парочка, придуманная в 1939 году Уильямом Ханной и Джозефом Барбарой, заработала 7 премий «Оскар». Свои окончательные имена герои получили только во второй серии мультфильма – изначально кота звали Джаспер, а мышку – Джинкс. Кстати, эти персонажи остаются классикой немой мультипликации. Единственный фильм, в котором они заговорили, с треском провалился в прокате.

Замечательные роли принадлежат и другим мышкам. Например, персонажам диснеевской «Золушки» 1950 года, которые во всем помогали главной героине.

В российской индустрии анимации тоже были свои герои. К примеру, мышата из мультфильма «Приключения кота Леопольда». Все знают фразу: «Леопольд, выходи, подлый трус!» Однако мало кто помнит, что тощего проказника звали Митей, а Мотей – толстого серого увальня.

А чего стоит обаятельная мускусная крыса Чучундра – персонаж рассказа Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави», бережно перенесенный на экран советскими мультипликаторами. Или крыса Шушара из «Буратино» и крыса Лариска – верный клеврет старухи Шапокляк, одного из самых афористичных персонажей советской анимации. Невозможно забыть и персонажей «Щелкунчика», которые вслед за главным героем переходят из книги на экран, а с экрана – на сцену Большого театра.

Однако «герои нового времени» принадлежат к современной зарубежной мультипликации.

Так, в 1999 году на киноэкранах впервые появился маленький Дон Кихот мышиного мира – Стюарт Литтл. Поначалу это была добрая семейная сказка о крохотном существе, воспитанном в семье людей, затем – мультипликационный фильм, который с легкой руки Майкла Дж. Фокса обзавелся продолжением в Голливуде в виде настоящего полнометражного фильма.

Чуть позже на экранах кинотеатров появился новый мультипликационный гимн семейству грызунов, главный герой которого заговорил голосом Хью Гранта. В этом мультфильме впервые за долгое время речь шла именно о крысах.

Продолжение эта тема получила летом 2007 года благодаря шедевру французской анимации под названием «Рататуй» режиссера Брэда Берда, повествующему о приключениях крысы Реми, мечтавшего стать настоящим поваром. Благодаря своей сообразительности он наконец реализует свои мечты с помощью поваренка Лонгвини. Это был 8-й полнометражный анимационный фильм, созданный студией Pixar, и, пожалуй, самый успешный.

Даже в нашумевшей истории о «Гарри Поттере» крысе удалось сыграть свою роль. Один из слуг Воланда Де Морта, который появляется в третьей части поттерианы, Питер Петтигрю, провел 13 лет в образе крысы. Сначала он попал в качестве домашнего любимца, крысы по имени Короста, к Перси Уизли, а затем перешел к его младшему брату Рону, лучшему другу Гарри Поттера, в смерти родителей которого он был повинен.

А вот скульпторы, к примеру, так и не изменили своего взгляда на крысу. Они считают этих грызунов неприятными животными и используют их образ тогда, когда хотят вызвать у зрителя чувство отвращения. К примеру, Катарина Фритч произвела фурор, представив в 1992 году скульптуру «Крысиный король». Те, кто видел этот клубок из трехметровых грызунов, сделанных из железа и полиэстера, утверждали, что страшнее могут быть только живые крысы.

Единственными людьми, отношение которых к этим животным не меняется много лет, остаются медики. Они далеки от высокого искусства, но они уж точно знают, что белые лабораторные крысы достойны памятника за свои труды на благо человечества.

www.vz.ru