Детям после 16-ти

На официальном сайте «Шрека Третьего» сувенирный «Магазин Шрека» находится в разделе «Родители». Оно и понятно: семейным бюджетом распоряжаются именно они. Но дело не только в этом: сходив по ссылке, взрослый сможет приобрести не только набор наклеек или ранец с улыбающейся физиономией зеленого людоеда, но и трусы-боксеры для себя. Есть не только все размеры, но даже разные модели. Хочешь - с мордой Шрека во весь зад, хочешь - с надписью «Ты, тупица, я - Шрек!» или «Кому нужно это их “долго и счастливо”?». По словам Керри Фелан, отвечающей в Dream Works Animation за сувениры, товары с изображениями из мультика, в том числе взрослые, прекрасно расходятся. «Публика хочет продлить впечатление от фильма, поселив Шрека и его друзей у себя дома», - объясняет она. И судя по ассортименту, даже у себя в постели.

Носить трусы со Шреком, конечно, станет не каждый взрослый. А только тот, кто остался в душе ребенком. На Западе для таких взрослых-детей даже придумали специальный термин - «кидалт» (kidult - слияние kid - «ребенок» и adult - «взрослый»). Именно для таких полтора месяца назад в обеих российских столицах был запущен новый телеканал со старым названием «2х2», который теперь с утра до ночи крутит мультики. Уже через две недели вещания канал обошел по доле среди целевой аудитории половину своих конкурентов. С помощью мультфильмов руководство «2х2» вернуло к телевизору тех, кто уже давно в нем разочаровался. «Это люди, которые не хотят взрослеть, а точнее, тупеть и костенеть, - описывает своих зрителей генеральный директор “2х2” Наталья Вашко. - Считается, что их никогда нет дома, поэтому им ничего и не предлагают, и даже когда они оказываются [у телевизора], им нечего смотреть».

Получилось, что мультфильмы для взрослых - это едва ли не единственная альтернатива стремительно «стареющему» телевидению «больших» каналов. Во многих случаях они становятся символом свободы от условностей взрослого общества вроде политкорректности. На этой недетской любви взрослых к анимации уже давно зарабатывают голливудские студии, пачками выпускающие в прокат полнометражные мультфильмы. Из свеженького - тот самый «Шрек Третий», премьера которого в России намечена на 17 мая.

«“2х2” сумел привлечь тех, у кого вообще самый низкий процент телесмотрения - молодых мужчин, - подтверждает Александр Костюк, директор по телевизионным исследованиям TNS Gallup Media. - С ТВ у этой аудитории конкурируют и Интернет, и компьютерные игры, и клубы, и катание на роликах, если погода хорошая». За апрель телеканал смог обойти двух своих конкурентов в целевой возрастной группе от 11 до 34 лет - Муз-ТВ и MTV. И это при том что охват по Москве у «2х2» в два раза меньше, чем у соперников.

Идея канала для «кидалтов» родилась у создателей «2х2» в 2006-м, во время чемпионата мира по футболу. Посмотрев на «внешний вид болельщиков», телевизионщики разглядели в них свою целевую аудиторию. В средний возраст сейчас вошло целое поколение людей, которые не хотят отказываться от молодежного образа жизни. «iPod, PlayStation, самокаты и другие развлечения позволяют им оставаться детьми», - говорит гендиректор «2х2». Мультики не единственное, чем руководство канала собирается развлекать взрослых, но начать решили именно с них. «Все мы были детьми, многие ими остаются», - уверена Вашко.

Ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Александр Плющев мультфильмы любит с детства, хотя, как теперь осознает, раньше многого не понимал. «Мне совершенно не нравился “Ежик в тумане” - это нормальная детская реакция, - вспоминает он. - Понимать начинаешь, когда подрастаешь, если, конечно, не попадаешь под власть стереотипа “мультики - это для детей”». Сейчас Александр практически всеяден: он любит и полнометражные блокбастеры вроде «Шрека», «Мадагаскара» и «Суперсемейки», и мультсериалы для взрослых вроде «Симпсонов» и «Южного парка», и авторскую анимацию вроде «Кошмара перед Рождеством» Тима Бартона, а также «странную, но при этом коммерческую» мультипликацию из серий Aardman или Nickelodeon. При этом игровое кино он практически не смотрит. «А анимация - это чудо, такая параллельная реальность, что ли», - пытается сформулировать причину своего увлечения Александр.

В этой страсти есть психологический подтекст, уверен психолог Сергей Ениколопов, руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН. «В мультфильмах захватываются глубинные психические структуры - идеи справедливости, сопереживания. Например, у Винни-Пуха взрослые видят непотопляемость медведя, его мудрость, несмотря на опилки в голове, - говорит психолог. - Он полная противоположность депрессивного пессимиста Иа».

И, конечно, есть подтекст социальный. В США телевизионные мультсериалы позволяют зрителю на время забыть о политкорректности и посмеяться над самыми острыми вопросами, к которым обычно в американском обществе подходят крайне деликатно. Пожалуй, только в «Южном парке» можно снять серию о том, как еврейский мальчик потребовал сделать ему «негропластику», насмотревшись на сменившего пол учителя-гея. В новом образе ему больше не пришлось выслушивать, что «евреи не могут играть в баскетбол». Зато его учитель, наоборот, был недоволен, когда понял, что не может «залететь», а значит, и избавиться от нежелательной беременности. По мнению мистера, а точнее, миссис Гаррисон, это означало, что он не может считать себя настоящей женщиной.

Подобные сюжеты вызывают хохот не только у измученного политкорректностью западного зрителя, но и у нашего. Причем чаще всего считающего себя интеллектуалом. Для такого сериалы типа «Южного парка» - это часть контркультуры. Но, как это не раз бывало с другими медиа - например с музыкальными направлениями от рока до панка и хип-хопа, - рядом с продуктом «для избранных» следовали коммерческие версии. Так случилось и с мультиками для взрослых.

В детстве нынешних зрителей полнометражные анимационные фильмы были просто красивыми сказками. Многие сохраняли любовь к ним и повзрослев. «Я в детстве все время ходила в “Иллюзион” на Диснея, практически на нем выросла», - вспоминает 37-летняя москвичка Дарья. Ее любовь только окрепла после качественно новых мультфильмов Walt Disney начала 1990-х, таких как «Король Лев» и «Аладдин». А вот к технически более совершенным мультикам студий Pixar, DreamWorks SKG и 20th Century Fox, полностью созданным с помощью компьютерной анимации (CGI), Дарья сначала отнеслась просто как к диковинке. «Интерес вызвала технология; хотелось поглядеть, что же это такое, - признается она. - А оказалось, что кроме технологии в новых мультах - нереальный юмор и потрясающие типажи». Самый любимый Дашин мультик - «Ледниковый период». «Он у меня даже слезу прошиб в тот момент, когда у ребенка мама умерла и мамонт смотрит на него, держа хоботом», - со смехом вспоминает она.

Себя Даша причисляет к тем самым «не повзрослевшим взрослым», на которых ориентируется «2х2». Такие, как она, обеспечили бешеный успех современной полнометражной анимации, начало которой положил в 1995-м первый CGI-мультфильм «История игрушек». Приключения игрушечного ковбоя Вуди были для взрослых еще недостаточно увлекательным зрелищем. Тогда авторы почти всю творческую энергию положили на создание 3D-героев. К примеру, для того, чтобы заставить естественно двигаться главного героя, аниматорам пришлось «дергать» его компьютерную модель за 700 точек-контроллеров. Но и этого хватило - с бюджетом приблизительно в $30 млн мультфильм оказался на первом месте по мировым кассовым сборам за год, заработав почти $360 млн.

Переломными стали 2001–2002 годы - хохот взрослых, пришедших в кино за компанию с детьми, становился все громче. Сначала хохотали над уморительным одноглазым Майком Вазовски из пиксаровской «Корпорации монстров». Этот пузырь на ножках оказался очень человечным: вечно суетился и из-за этого то и дело попадал в дурацкое положение. Кроме того, Pixarпорадовал киноманов пародиями на игровое кино. К примеру, впечатляющий выход монстров в точности повторял сцену с астронавтами из «Армагеддона». Полгода спустя зрителей покорил Шрек, который оказался вполне добродушным парнем с оригинальным (и не вполне политкорректным и приличным) чувством юмора. Он мог позволить себе, например, двусмысленно предположить, что огромный замок компенсирует коротышке-принцу маленький размер чего-то другого, и сообщал, что если он выпустит газы, то его друг Осел скончается на месте. А уж самый яркий герой «Ледникового периода», вышедшего у нас летом 2002 г., - несчастный крысобел, который никак не может найти укромное место для своего драгоценного желудя, - довел публику до колик. «Первые части “Шрека” и “Ледниковый период” мы еще боялись ставить на вечерние сеансы, но после их проката никаких сомнений не осталось, и теперь мультфильмы всегда идут полным экраном, с утра и до ночи», - описывает повальное увлечение анимационными фильмами Геннадий Ходос, директор по репертуарному планированию сети «Киномакс».

Авторы мульт-хитов утверждают, что поворот к взрослой публике произошел незапланированно. Главное достижение Dream Works SKG - тот же «Шрек» - изначально создавалось по сугубо детской книжке с максимумом картинок и минимумом текста. «По ходу работы мы поняли, что хотим сделать фильм, который не только детям, но и нам самим будет интересно смотреть», - рассказывает сценарист и продюсер студии Аарон Уорнер. Результат не заставил себя ждать. «Корпорация монстров» и «Шрек» заняли третье и четвертое места в рейтинге мировых кассовых сборов за 2001 г., собрав $525 млн и $485 млн соответственно. «Мы действовали, следуя исключительно своим вкусам, и совсем не из коммерческих соображений - поверьте, мы не умеем так хорошо считать», - скромничает Аарон Уорнер, вспоминая успех первой части саги про зеленого людоеда. Тем не менее после нее продюсеры считать явно научились, так как запустили в производство вторую, а потом третью и четвертую части мультфильма.

С каждым годом сборы от мультфильмов для всех возрастов растут. Если 5–6 лет назад всех удивлял бокс-офис в районе $500 млн, то теперь заработки аниматоров приближаются к миллиарду. «Шрек Третий» должен эту отметку уверенно преодолеть («Шрек-2» собрал в 2004 г. по миру более $920 млн). Ведь проще привлечь зрителя уже проверенной историей с известными героями, считает Геннадий Ходос. «Шрек он и в Африке Шрек, поэтому третья часть наверняка пройдет так же хорошо, как вторая», - объясняет директор по репертуару.

Другой пример - из российской статистики. Продолжение «Ледникового периода» в прошлом году собрало в нашем прокате около $17 млн. При этом стандартный для России результат по кассовым сборам мультфильма - $5–8 млн. «В прошлом году в этот стандарт уложились и “Лесная братва”, и “Тачки”, и “Сезон охоты”, и “Смывайся”», - прикидывает Вадим Иванов, замдиректора по кинопрокату компании «ХХ Век Фокс СНГ».

CGI-мультфильм - это достаточно легкие деньги, потому что компактное производство не требует огромного штата художников и долгой, кропотливой работы. Бюджеты всех полнометражных анимационных блокбастеров колеблются вокруг $100 млн, тогда как заработки - в 5–10 раз больше. Однако жажда наживы может привести к перенасыщению рынка, предупреждает Марк Энглхарт, главный редактор популярного киноманского сайта imdb.com. Зрители просто устанут. Если не дети, то уж взрослые точно. «Сегодня почти каждая студия выпускает один, а то и больше мультфильмов в год, это вам не диснеевские истории, каждая из которых становилась событием в прошлом веке», - напоминает эксперт.

Единственная возможность удержать внимание взрослого зрителя - удивлять его снова и снова. Поэтому, кроме создания мультиков, аниматоры постоянно озабочены совершенствованием программных технологий. Студия Pixar Animation, вошедшая в прошлом году в состав Walt Disney Pictures, так вообще никому не доверяет разработку «софта» для своих мультиков, для этого у нее есть отдельная команда. Результат ее работы раз за разом задает новую планку для остальных студий, считает Энглхарт. Действительно, глядя на воду, пронизанную солнечными лучами в мультфильме «В поисках Немо», или на пейзаж в «Тачках», трудно не засомневаться в «мультяшности» картинки.

Развитие CGI-эффектов - реальное от рисованного отличить уже почти невозможно - в сочетании с любовью широкого зрителя к анимации сыграло на руку создателям игрового кино. Анимированные элементы появляются в фильмах наряду с реальными актерами не первый год и даже не первое десятилетие. Однако теперь они больше не выглядят на экране «мультиком», у них новая функция. С помощью компьютерной анимации сегодня можно значительно сэкономить. Все равно дорогостоящими натурными съемками с огромной массовкой или горой искореженных Ferrari уже трудно кого-то впечатлить. Нецелесообразность громоздких съемок прекрасно иллюстрирует пример новой комедии студии Universal Pictures «Эван Всемогущий», которая выходит в прокат нынешним летом. Сиквел успешного «Брюса Всемогущего» может обойтись студии в $175 млн вместо запланированных $145 млн. Во второй серии Бог дает новому «избранному» задание построить ковчег, чтобы спасти «каждой твари по паре» от неминуемого потопа. Снимавшиеся в картине живые львы и тигры то и дело норовили съесть своих коллег - обезьян и жирафов, поэтому приходилось снимать их отдельно, отчего съемочный период ощутимо растянулся, существенно увеличив расходы. Студийные боссы явно промахнулись, решив собрать целый зоопарк на съемочной площадке. Гораздо проще было пойти путем «Хроник Нарнии». Отрисованные на компьютере бобры, волки, лев, орел, носорог и другие звери стоили столько же (бюджет фильма - $180 млн), ухода и дрессировки не требовали, а получились как живые. Хотя критики и указывали, что компьютерные звери не слишком естественно вписались в мир живых, однако зрители остались довольны. В мировом прокате фильм собрал почти $750 млн.

Еще дальше пошел Зак Снайдер, режиссер фильма, вышедшего в нашем прокате под названием «300 спартанцев». Экранизируя графический роман мастера комиксов Фрэнка Миллера о битве при Фермопилах, Снайдер не стал связываться с натурой и дикими животными (вместо боевых коней у персов - слоны и носороги). Все это было дорисовано на компьютере к реальной съемке актеров, которая велась на фоне голубых экранов. «Фильм по сути получился во многом анимационный, ведь люди в нем служат основой для наложения CGI-эффектов», - говорит Марк Энглхарт. Как отмечает Роман Исаев, директор по прокату кинокомпании «Каро Премьер», «300 спартанцев» - это «уникальный опыт визуального решения картины». Зрителю это решение понравилось. С бюджетом в $60 млн (для сравнения: «Троя» обошлась в три раза дороже), спартанцы уже заработали больше $430 млн, а мировой прокат еще не закончен.

Скорее всего тиражирование этого успеха не за горами. «Необычного так мало осталось, уже все перебрали, поэтому за каждое открытие хватаются и начинают эксплуатировать», - говорит Исаев. Фильмов, заполненных CGI-эффектами, будет становиться все больше, пока этого хочет публика, поддерживает его Марк Энглхарт. Возможно, к тому времени, как увлеченные анимацией взрослые соскучатся по реальности, ее в кино уже и не останется.

Екатерина Рогожникова

Источник: http://www.rambler.ru/news/culture/tv.m … 26472.html