Телеэкран и дети: анализ последствий

Процесс социализации тесно связан с особенностями детского восприятия, которые во многом отличаются от взрослого. Очевидно, что масс-медиа, а также их постоянная динамика, преобразуют процесс детского восприятия и вносят существенный вклад в процесс детской социализации. Данная статья сводит воедино результаты последних исследований в Западной Европе и США, а также интерпретирует особенности современной модели социализации.

Развитие восприятия

Вне процесса социализации со стороны родителей и другого социального окружения, дети воспринимают отдельные явления окружающей действительности через медиа. Получая все больший опыт и знания об окружающем мире, дети выносят определенные оценки происходящим на экране событиям и персонажам, в частности они приписывают тем или иным событиям или персонажам статус «реальности / нереальности».

Целью данной статьи является информирование российских читателей о всех современных тенденциях и исследованиях влияния масс-медиа на детскую социализацию.

В первую очередь здесь следует отметить исследование, проведенное Бобом Хоуджем и Дэвидом Триппом (Bob Hodge & David Tripp). Они пришли к выводу, что основная цель, которая осознанно (или неосознанно) ставится детьми в этом возрасте при просмотре телевизионных программ – сравнение медиа-контента, который они воспринимают, с объектами реального мира, представленного в повседневной реальности.

Боб Ходж и Дэвид Трипп предполагают, что просмотр ТВ непосредственно влияет на возникновение концептов «реалистичного» и «фантастичного» у детей данной возрастной группы. К примеру, мультфильмы пользуются наибольшей популярностью у детей в возрасте от 6 до 8 лет (как показывают результаты исследования в Австралии), в то время как дети в возрасте от 9 до 12 лет предпочитали различные виды шоу с драматическим сюжетом (телесериалы, расширенные новостные блоки).

Это свидетельствует о противоречии идеальных образов, воспринимаемых на телеэкране детьми в возрасте 6-8 и 9-12 лет: выдуманные, несуществующие в реальности персонажи мультфильмов и персонажи новостей или телевизионных сериалов. Это является очередным свидетельством влияния стадий когнитивного развития на особенности детского восприятия. К тому же, очевидно, что лингвистические комбинации и логические связки в новостных передачах оказываются слишком сложными для детей в возрасте до 8 лет.

После проведенного семиотического исследования контента ТВ программ, которые просматривали дети данных возрастных групп, исследователи пришли к следующему выводу: четкое различие (на визуальном уровне и исходя из физиологических характеристик человеческого тела, которые дети узнают из «повседневного опыта») между героями мультфильмов и людьми в реальной жизни помогает детям приобрести значительный опыт, в частности способность различать «реалистичное» и «фантастичное».

Помимо Боба Ходжа и его коллеги, психологи Говард Гарднер (Howard Gardner) и Патриция Моррисон (Patricia Morison) также высказали несколько предположений по тому, как дети оценивают и различают концепты «реалистичного» и «фантастичного» на телеэкране.

Как полагают исследователи, пугающие образы отдельных мультипликационных персонажей являются стимулом к мысленному разделению их и людей (животных) из реальной жизни на телеэкране. Постоянное психологическое подтверждение того факта, что данные герои «вымышлены», позволяет детям воздержаться от серьезных эмоциональных нагрузок в связи с действиями данного персонажа по сюжету мультфильма.

В схожих исследованиях и статьях на эту тему в ведущих зарубежных изданиях, данный вопрос обсуждается в рамках концепта «perceived reality». Данная концепция представляет собой объективную точку зрения, в то время как субъективистская точка зрения представлена подходом modality judgements.

Исследователи Боб Ходж и Дэвид Трипп в частности являются представителями концепции modality judgements. В их статье под «modality judgements» следует понимать статус реальности, которым зрители оценивают телевизионные программы.

Продолжение и источник: http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/review … /17/250421