"Антивоенные мультфильмы"

Вторая Мировая война длилась ровно 6 лет - с 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945, и этого вполне хватило для того, чтобы американские мультипликаторы навыпускали огромное количество антивоенных мультфильмов, в которых были едко изображены, и разумеется, высмеяны нацистские лидеры и, конечно, сам вождь Третьего рейха. Лучшими "антигитлеровскими" режиссерами по праву стали Текс Эйвери, Роберт Клампетт и Фриц Фрилинг. Именно они в своих сатирических рисованных лентах смогли мастерски и оригинально, с присущим садизмом, максимально унизить и опозорить фашистскую Германию и её руководителя.
Когда началась война, ни одна из мультстудий не сняла антивоенного мультфильма. Может, из-за того, что не разобрались вообще в том, что происходит; то ли из-за того, что плохо знали Гитлера... Хотя в 1940-м году появилась скромная документальная анимация под названием "Занятый день Адольфа" ("Adolf's Busy Day", 1940), ничего интересного она не внесла в историю анимации. Однако, когда в конце 1941 года американцы наконец-то вступили в войну после знаменитой бомбардировки военно-морской базы Перл-Харбор, количество анимационных картин с карикатурой на Гитлера и его окружение стало расти как грибы после дождя. 

Все существующие на тот момент мультотделы стали своими лентами вести антивоенную пропаганду. Аниматоры, вооружившись карандашами и кисточками, принялись срисовывать главного врага всего мира: у одних выходило лучше, у других чуть похуже, однако же злая и мерзкая рожа получалась у всех одинаково и вполне убедительно. Но находились и такие смельчаки, которые не рисовали Гитлера каков он есть, а изображали в виде какого-нибудь самого "нечеловеческого" животного, например, свиньи, как это сделал мультипликатор Пол Терри в мультфильме "The Last Round-Up" (1943). Гитлер там свинья, а Муссолини обезьяна. А Текс Эйвери в своем суперизвестном рисованном фильме "Блитц Вольф" ("The Blitz Wolf", 1942) ухитрился изобразить фюрера в виде Волка, да к тому же наградил Адольфа-волчонка кличкой "вонючка". С вонючкой профессионально расправляются трое героических поросят и отправляют беднягу в ад, где Адольф искренне удивляется: "Где я? Неужели я попал...", на что ему в ответ несколько десятков чертиков гордо заявляют: "Вполне возможно!".

Но не только сказочным трем поросятам пришлось разбираться с Гитлером, но и самому известному рисованному утенку Уолта Диснея - Дональду Даку в великолепной картине, которая мгновенно стала классикой, - "Лицо фюрера" ("Der Fuehrer's Face", 1943). В этом мультфильме Дональду снится страшный сон, в котором он будто бы оказался в нацистской Германии, где над ним всячески издевались и даже заставили работать, переодев его в нацисткую униформу! В конце ленты Дак просыпается и с облегчением вздыхает: слава Богу, это был сон! "Лицо фюрера" получил премию "Оскар"-1943.

Не прошли стороной злодеяния Гитлера и Уильяма Ханну с Дж. Барберой. В мультфильме с Томом и Джерри "Одинокая мышь" ("The Lonesome Mouse", 1943), где хозяйка выгоняет Тома из дома за разбитую вазу, а Джерри пытается вернуть своего кошачьего друга домой, они сделали скрытую пародию на фюрера. Когда Джерри подходит к постели-корзине, на которой нарисован Том, он подрисовывает к морде Тома черную "кисточку" (гитлеровские усы) и затем с ненавистью плюет в "переделанного" Тома, а уже потом с восторгом рвет постель своего приятеля и кричит "Уа, уау!". В 1943-м Ханна и Барбера на "MGM" сняли антивоенный мультфильм "Псы на войне" ("War Dogs", 1943), в котором псы-военные отправились защищать  страну от нашествия врагов. В том же 1943-м году режиссер Джордж Гордон на "MGM" выпустил картину "Каникулы аиста" ("The Stork's Holiday"), где аист должен был доставить ребенка из нацистской Германии.

По-настоящему военные мультфильмы пропагандистского характера смогла выпустить анимационная студия кинокомпании "Warner Bros.". В 1943-м Чак Джонс и Фриц Фрилинг создали новый персонаж - Рядового Снафу (Private Snafu), который в своих лентах воевал и, естественно, был против фашистов. Но когда Снафу не смог удовлетворить нуждам антивоенной пропаганды, был создан еще один герой - Мистер Хук (Mister Hook). Его миссия в рисованных лентах была такая же, как и у Снафу: шутить, воевать и гнать врага. 

В 1943-44 годах "Warner Bros." сняла несколько мультфильмов с Даффи Даком, которые также носили антивоенный характер. В 1944-м Роберт Клампетт создал мультфильм "Русская Рапсодия" ("Russian Rhapsody"), в котором русские гремлины из Кремля под песенку "Эх, ухнем" разрушают самолет фюрера, летящего бомбить Москву и Сталина. В 1945-м году тот же Роберт Клампетт выпустил ленту с Багсом Банни  под названием "Герр встречает кролика" ("Herr Meets Hare"), в котором были спародированы Гитлер и рейхсмаршал авиации Германии Германн Геринг. Спустя несколько месяцев после премьеры этого мультфильма, Геринг покончил жизнь самоубийством, не выдержав ожидания смертного приговора, который был вынесен ему Нюрнберским трибуналом за военные преступления.

После окончания Второй Мировой, естественно, число антивоенных мультфильмов начало падать, пародии на Гитлера закончились... Антивоенные анимационные ленты саркастически запечатлели все то, что переживал тогда весь мир, мечтая поскорее разбомбить нацистов и его предводителя. Несмотря на мрачную тематику, эти мультфильмы являются яркой страницей в истории анимации и их по-прежнему с интересом смотрят все те, кому интересны события тех лет.

(С) DoGNik

subscribe.ru