Flash-mults - Форум о всех мультфильмах

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Flash-mults - Форум о всех мультфильмах » Статьи » АЛЕКСЕЙ ДЕМИН: "Зацепиться за точку и привязать к ней мир"


АЛЕКСЕЙ ДЕМИН: "Зацепиться за точку и привязать к ней мир"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

АЛЕКСЕЙ ДЕМИН:
"Зацепиться за точку и привязать к ней мир"

Беседу вел Николай ХРУСТАЛЕВ
Фото ИТАР-ТАСС

На последней "Нике" была отмечена анимационная картина Алексея ДЕМИНА "Кошки под дождем", в основе которой - песенка Софьи Милькиной. Поговорить с режиссером тянуло не только про кошек и про дождь.

- Алексей, вероятно, не буду оригинален, утверждая, что каждой новой картине в судьбе режиссера предшествует просто жизнь, в которой был прежний опыт, прежние фильмы, которых, следуя суховатой статистике, у вас до того было два.

- На самом деле фильмов было чуть больше, была курсовая работа "Пятая нога", было неудачное, но много мне давшее участие в проекте "Добро пожаловать в XXI век", где семь режиссеров снимали по одному сюжету на материале полотен великих живописцев. Мне достался шикарный Жорж Сера. Был еще "Optimus mundus. Московский анимационный проект", где мы с Мишей Алдашиным делали "Московских царей"... Но "Кошек" считаю все же третьим своим фильмом, а с первым, "Аттракционом", я был на фестивале "Послание к человеку".

- Про что был "Аттракцион"?

- Про замечательных зверей непонятного происхождения и вида, которые поднимались по высокой крутой горе, чтобы на ее вершине водрузить знамя и утвердить свои законы. Но, водрузив, они вдруг оказывались снова внизу, на самой нижней точке, и вынуждены были искать другой путь к вершине.

- Получается: не надо с флагами к вершинам?

- Да нет, опасно утверждать, что все знаешь - куда идти, что делать. А в финале другие звери качались на качелях, получали удовольствие. Так что нет ничего дурного в желании сделать свою жизнь счастливой и удобной. И жизнь других тоже.

- Не называйся ваш второй фильм "Отец", решил бы, что вы "звериный" режиссер.

- "Отец" - маленький заказ японского телевидения: два шамана просили у всевышнего то дождя, то солнца, в результате подрались, и Господь принял соломоново решение - послал им зиму. Костер, чтобы согреться, им пришлось раздувать уже вдвоем.

- Вы вот про Господа, а я думаю, почему он делает в кино одного документалистом, другого мультипликатором, третьего "игровиком"...

- Давным-давно я все школьное время проводил на аэродроме, об авиации мечтал. И закончил вуз, и работал в замечательном институте в городе Королеве. Все, казалось бы, шло прекрасно, но познакомился в нашем отделе с художницей и педагогом Ирмой Павловой, которая и увела меня в сторону. В мультипликации открылось больше возможностей, чем в инженерии и науке. Восемь лет я поступал на курсы, ничего не получалось, но потом тормоза исчезли.

- Как живется-то без тормозов?

- Ну как, трудно. Потому что снимать кино и жить только для кино практически не удается или удается со скрипом. Денег нет, получить негде, работаешь либо в одиночку, как было со всеми моими картинами, либо друзья помогают. Когда-то анимацию делали фабричным способом, существовали индустриальные производственные монстры, например "Союзмультфильм". На картине работали десятки художников. Теперь все изменилось, но осталось главное: анимация всегда была сродни поэзии, а с появлением хорошей техники, компьютеров в том числе, пришла возможность выразить свое "я" языком движения, ассоциаций, музыки, ведь наше искусство по сути синтетическое. Но и опасное. Мой друг Шура Петров, сняв картину "Сон смешного человека" по Достоевскому, признавался на каком-то фестивале журналистам, что не знает, как быть дальше, то ли в религию уйти, то ли совсем с кино завязать. И не было тут никакого кокетства. Это счастье - иметь время, чтобы думать: а зачем, черт возьми, мы живем. Все аниматоры кажутся мне мудрецами алхимиками. Тут ведь и дьявольщиной попахивает порой, а не Божьим промыслом.

0

2

- "Отца" вы для японцев снимали, "Кошек" вам тоже заказали. А когда же начнете из своего мешка доставать, который, надо думать, тоже не пуст?

- "Аттракцион" снят по собственному сценарию, авторский. Но иначе, наверное, и не бывает, жизнь все время предлагает варианты, заказы. Как случилось с "Кошками под дождем"... Невозможно было не откликнуться на предложение Михаила Швейцера. Во-первых, это знакомство очень много дало. Это было и случаем, и наградой - общение с великим мастером. Было чему поучиться, размышляя над, может быть, главным: зачем мы все? Сам Швейцер, кажется, всю жизнь отдал размышлениям на эту тему, снимая Пушкина, Толстого, Маяковского, которого бесконечно любил. Мы живем в математических, жестких координатах времени, но, начиная говорить откровенно, забываем об этом, все равно оставаясь в этих координатах. Но на что-то тем не менее смотрим иначе, чем 20 лет назад. И в этом, по-моему, смысл: не меняясь, изменять отношение к жизни. Между прочим, Михаил Абрамович замечательно ответил на вопрос, который задавал себе всегда: зачем мы делаем кино? Для того, считал, чтобы сделать один шаг к самому себе, понять чуть больше. Это универсальный ответ не только для кино.

- "Кошки под дождем" - фильм, снятый по песенке Софьи Милькиной и в память о ней самой?

- Я ни разу не встречался с женой Михаила Швейцера - Софьей Абрамовной Милькиной. Про нее мне много рассказывал Юрий Норштейн, они были знакомы, дружны. И естественно, что про нее много говорил и Швейцер. Милькина и Швейцер были вместе всю жизнь, на каждой его картине она была рядом. Софья Абрамовна замечательно рисовала, не имея специального образования, и ее рисунки были преисполнены любви к Швейцеру. Она рисовала мужа и подписывала к каждому празднику что-то симпатичное с пожеланиями и поздравлениями. Она жила с настроением, и, конечно, нужно было обязательно почувствовать его, вложенное в это занятие, и попробовать передать. Но, дав согласие делать картину, я через три месяца испытал жуткий страх: очень сложной оказалась песня, которая должна была стать основой фильма.

Песня была написана самой Софьей Милькиной и сыграна ею на домашнем пианино. Михаил Абрамович подпевал и подкрикивал, запись была сделана на бытовом "Грюндиге", пленка "плыла"... Помог композитор Юрий Прялкин, чудесно владеющий инструментом и компьютером. А потом все получилось легко, нарисовалась раскадровка, фильм стал виден, потом пошла сцена за сценой, так незаметно пролетело еще полтора года.

- Сколько кошек-артисток в этой картине?

- Семь котов и четыре кошки. Что-то кошачье есть и в их хозяйке, главной героине, Соне Милькиной, с ее любовью к дому, теплу, уюту, своим питомцам.

В анимации есть странная закономерность: в какой-то момент режиссер начинает идти на поводу у героев, он их слушает, подчиняется их желаниям. Подобное случилось и в этом фильме. Кто-то говорил: хочу в кадр, - и я уступал

- Хорошо вы, Леша, устроились: создали себе свой мир, от другого отгородились...

- Спасибо за комплимент и уверенность, что я хорошо устроился. Сумасшедшая паника, в которой я нахожусь на всех этапах производства, не дает ни спать, ни есть, ни с людьми нормально общаться. Это ужас. А что происходит на первом показе! А пройдет 3 - 4 месяца, и начнется очередная суета с переживаниями из-за новой картины.

- Проекты приходят, уходят, возникают, лопаются...

- Следующий будет про одиночество и общение, и, наверное, про этот самый главный вопрос: а на кой все это надо? Спасибо Федору Савельевичу Хитруку, учителю нашему, который за 25 лет воспитал практически всех нынешних аниматоров. Он всегда начинал с Чаплина, обращал внимание на маленького человека, совершенно не приспособленного жить в мире больших чисел.

- Вы себя чувствуете маленьким человеком?

- Очень часто. К началу работы "обнуляешь" себя полностью. Еще ничего не представляешь, еще нет никакого мира, только чистый лист бумаги, и нужно зацепиться за какую-то точку, чтобы потом привязать к ней весь мир.

Источник www.kultura-portal.ru

0


Вы здесь » Flash-mults - Форум о всех мультфильмах » Статьи » АЛЕКСЕЙ ДЕМИН: "Зацепиться за точку и привязать к ней мир"