«Деде Коркут» - абракадабра и позор анимационного фильма - директор «Азанфильма» Эльчин Ахундов

Азербайджанская национальная мультипликация переживает не самые лучшие времена. Сумев возродиться после «мертвого сезона» 90-х годов прошлого века, она продолжает выживать и сегодня.

Хотя на Государственной студии «Азанфильм», ставшей наследницей азербайджанской мультипликации, снимается всего по одному анимационному фильму в год, ее творческий коллектив не унывает и с уверенностью смотрит в будущее. О проблемах отечественной мультипликации с TrendLife поделился аниматор, директор «Азанфильма» Эльчин Ахундов.

- Почему у азербайджанской анимации такой низкий уровень?

Я бы не сказал, что азербайджанская анимация на таком уж низком уровне. Та мультипликация, которую сейчас снимают отечественные аниматоры, на уровне советской школы. Известно, что ни один десяток анимационных фильмов, созданных еще в советские времена, получил признание на международном уровне и эти фильмы были достаточно известны на мировом анимационном рынке. Но сегодня ведущими производителями анимационных фильмов являются такие крупные студии как «Дисней Ленд», «Братья Уорнер бразерс», «Каролина» и др. Каждая из них в год выпускает по 50 полнометражных мультфильмов. Этим самым потребности анимационного рынка полностью удовлетворяются. Но, я как специалист и автор 25 мультипликационных фильмов, в анимации западных производителей вижу слабые места и их драматургии, и общей идеи, и качества. Главное преимущество таких анимаций – полнометражная продукция, которая привлекает зрителей. Западная анимация по уровню ниже наших отечественных, хотя обычный зритель не знает тонкостей анимационного искусства и никогда не сможет увидеть их недочеты. Цветовая гамма и разные динамичные эффекты обманывают зрителей. Но я хочу напомнить им: «Не все золото, что блестит!».

А почему телевидение не показывает нашим малышам отечественную мультипликацию?

Сегодня телеканалам выгодней заполнить свой эфир полнометражными фильмами, которые более интересны зрителю. Зачем ТВ тратить большие деньги для того, чтобы приобрести 2-3 минутный азербайджанский мультфильм, если они могут купить за эту сумму и показать зрителю полнометражную ленту западного производства?! Люди должны понять, что отечественному кинематографу сначала нужна анимация, а потом уже художественный фильм.

С какими проблемами сталкивается отечественная анимация?

Представляете, из 30 профессиональных аниматоров сегодня остались только трое. Этому в большей степени способствовал кинематографический застой 90-х годов и мизерная заработная плата. Но главная и наболевшая проблема – нехватка молодых кадров! Последний раз в 1988 году по линии бывшего советского Госкино были организованы курсы по навыкам анимационного искусства. С первых же дней на курсы записались свыше 80 человек, представители разных профессий, которые умели рисовать и интересовались анимацией. Но это так и осталось ярким воспоминанием. Сегодня к нам обращается талантливая молодежь, но художник-аниматор должен иметь такие качества, как артистичность, емкость, гибкость… У многих молодых ребят эти качества отсутствует. Чтобы стать настоящим аниматором, необходимо иметь кинематографическое чутье, чувство экранного времени, пластичность и лаконичность.

Нет кадров, значит, нет и будущего у отечественной анимации?

В сентябре 2006 года Министерство культуры и туризма представило новый проект по развитию «Азанфильма», согласно которому для мультипликации будут подготовлены 50 художников и организованы курсы анимационного искусства. Обещают финансирование. Но пока я говорю и слышу только себя.

А сколько стоит полнометражный мультфильм?

Мультфильм не требует таких больших затрат, как художественный фильм. Всего полмиллиона манатов хватит, чтобы произвести качественную анимационную продукцию. Необходимо создать такие условия, чтобы наши мультфильмы покупали на мировом кинорынке именно за национальный азербайджанский колорит. Мы обязательно найдем, такого героя, который символизировал бы страну на мировом экране.

- Известно, что был снят анимационный фильм по народному эпосу «Деде Коркут»… Почему его не показали?

«Деде Коркут» - это наша классика. А обращаться классике, к тому же бездарным режиссерам не следовало бы. Ту абракадабру, которую уже сняли по народному эпосу, я считаю позором отечественной анимации. Картину следовало бы снять на другом, высоком уровне, ведь это наша история.

life.trendaz.com