Владимир Авксентьевич Дахно (7 марта 1932, Запорожье—29 июля 2006) — украинский режиссёр анимации.

Родился в городе Запорожье. Окончил Киевский инженерно-строительный институт (факультет архитектуры). По окончании института некоторое время работает по специальности. На студию "Киевнаунфильм" приходит в 1962 г. и начинает свой путь в кинематографе как художник-мультипликатор.

К сожалению, я не могу найти пока полную фильмографию. Предлагаю для ознакомления статью Владислава Сикалова.

Казацкая горечь

Когда где-то слышу имя Владимира Дахно, память, конечно, тотчас выуживает из детства его сюжеты про казаков. Мне, например, особенно нравился «Как казаки невест выручали»; может быть, потому, что других мультиков про «невест» тогда не было. Говорят, этот сериал был бешено популярен в Европе, по нему вообще судили о качестве отечественной мультипликации. Другие фильмы Дахно известны меньше, хотя все они, без сомнения, заслуживают внимания. Они пылятся в архивах, ждут своих мышей, а если посчастливится, то исследователей. «Ернический» (так он сам называет) стиль, динамика, напряжение, минимум слов — таковы они, дахновские «аниматуры» (анимация + карикатура), одушевленные шаржи. Банально, но факт: живи Дахно на Западе, он был бы миллионером. Впрочем, миллионером его трудно представить. Весь он какой-то насквозь простой, вызывающе не лощенный. Может быть, его бессребреничество — Божий дар? Кажется, он счастлив, не задумываясь, что время такой простоты — мягкой, теплой, древесной — прошло. Как, кстати говоря, закончилось и время «продвинутых». На дворе — эпоха простейших, одноклеточных, инстинктов-инфузорий. Сюда Дахно никак не вписывается. Современный мальчик семи-восьми лет, выросший на «always з крильцями» и знающий десяток слов, от которых вы можете покраснеть, уверенно предпочтет советскому мультику какой-нибудь японский анимационный шашлык. Популярные мультсериалы кропаются сегодня по голливудскому лекалу. Это не брюзжание, не приговор. Просто констатация факта.

Всего в его активе 23 фильма. Среди них — один детектив, якобы заимствованный английскими мультипликаторами через 15 лет после его выхода на наши экраны. Дахно увидел его на фестивале «Крок» и глазам своим не поверил. Но решил, что это все-таки не плагиат, а совпадение.

Отмотаем время назад. 1960-й — год рождения украинской анимации. Володя как раз окончил архитектурный институт, работал над диссертацией. Если кто знает, школьный городок возле рынка «Юность» — последний его проект. Простой парень, он пришел на киностудию, показал свои рисунки — карикатуры, шаржи — и (в Новом Свете это называют торжеством «американской мечты», а мы назовем «советской») — его сразу взяли. Он не опрокинул на ватман с чертежом недопитый кофе, как сделал это Высоцкий, однако архитектуру бросил и превратил свое хобби в профессию.

Первый его фильм назывался «Как казаки кулеш варили».

«Я не очень долго мудрил с казаками, — вспоминает Дахно. — Взял да и нарисовал трех запорожцев на манер трех мушкетеров. Один получился кругленький, маленький, другой — худой и долговязый, третий — пышущий здоровьем молодец. Потом мне говорили, что я очень точно передал в этих персонажах украинский характер».

Затем последовал «Как казаки в футбол играли». Любопытно, что киевское «Динамо» тогда еще не покорило главные вершины славы, но фильм каким-то образом предсказал этот успех. За два года до получения Кубка кубков украинская футбольная команда уже завоевала награду, пока что воображаемую. Может быть, это создало некий положительный заряд, и анимация воплотилась в реальность. У динамовцев даже была традиция тащить Дахно в пивной бар всякий раз, когда их пути пересекались.

И вот, за тридцать пять лет — двадцать с лишним маленьких бегущих историй, несколько тысяч рисунков. Анимация — искусство времяемкое. Год или два делаешь фильм, который длится всего каких-то десять минут. Страшно представить, какое количество энергии спрессовывается в эти минуты.

«Самое интересное, что я чувствую: еще могу работать. И хочу работать. У меня есть много идей, все они лежат в столе. Те же компьютерные игры кошмарные, в которые пацаны режутся, я мог бы делать лучше, увлекательнее, добрее. Еще в советское время я подал на Центральное телевидение заявку на тринадцать серий «Руслана и Людмилы». Не дали: не мог в то время украинский режиссер ставить Пушкина. Тем более что я увидел поэму абсолютно по-своему. Все перевернул. Руслан у меня — маленький, сонный; Людмила — краснощекая и здоровая. Чистота пушкинского слога — и ернический изобразительный ряд. Когда-то совместно с Министерством образования мечтал сделать серию мультипликационных учебников — по математике, биологии, физике... Ведь любую теорему для детей можно запросто разжевать в рисунках. Не «выстрелило». Запустился с десятой серией «Казаков», деньги кончились, все заглохло».

Как ни странно, в дахновских интонациях нет пессимизма. Он рассуждает с каким-то радостным смирением: нет работы? нет денег? никому не нужно? — ну, да ладно, что уж тут поделаешь... Этот человек находится в удивительном для своих лет, почти мальчишеском тонусе. Кажется, дай ему возможность — и в свои семьдесят он опрометью бросится в работу.

Я смотрел на этого человека и испытывал странные ощущения, будто всматривался в само прошлое, которое, по определению, не вернешь. И, знаете, дело не в ностальгии, а в том, что мы действительно обронили там, в прошлом, нечто главное. Какую-то сердцевину. Обронили, наверное, потому, что стала она трухлявой. Но когда что-то из нас выпало, вывалилось, на этом месте остался лишь контур, обод от колеса, дырка от бублика. Как будто упала картина, а вместо нее — дыра в стене.

А он, Владимир Дахно, другой. Как бы из цельного дерева. Время пощербило его, погнуло, но главного не одолело. Как и в его мультфильмах.

«Целыми днями я сижу и смотрю телевизор. Жду появления кино. А его нет. Украинской мультипликации как индустрии не существует. Анимацию могут поднять только меценаты. Меценатов тоже нет. Есть разрозненные студии, перебивающиеся рекламой. Более того, нет уже самой цеховой школы. Несколько лет назад я преподавал на студии «Борисфен», вел там трехмесячные курсы. Ну какого мультипликатора можно «вырастить» за три месяца, если для этого и трех лет мало? И потом нет там никакого творчества. Наши ребята просто выполняют иностранный заказ, их используют как дешевую рабочую силу. Настоящие личности, люди с потенциалом надолго там не задерживаются, уходят. А большие мастера в это время уходят из жизни. Я все время думаю: на чем мои внуки будут воспитывать своих детей? И какими они вырастут, если воспитывать не на чем? Не скрою, мне сейчас очень тяжело. Но со временем, думаю, все станет на свои места. Правда, ни меня, ни вас уже не будет».

http://cn.com.ua/

Вместо послесловия

Один из лучших украинских аниматоров, Народный артист Украины (1996), лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко(1988), в последние годы жил на пенсию 280 грн. ($55)(данные за февраль 2005г.). Страна умеет чтить свои таланты.

http://kinoblog.com/2006/07/30/volodimir-duhno/

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

Режиссер
«Как Казаки Кулеш Варили» (1967)
«Камень На Дороге. Спор» (1968)
«Как Казак Счастье Искал» (1969)
«Как Казаки В Футбол Играли» (1970)
«День Восьмой, Или Первый Урок Мышления» (1971)
«Зубная Быль» (1972)
«Как Казаки Невест Выручали» (1973)
«В Мире Пернатых» (1974)
«Что На Что Похоже» (1974)
«Как Казаки Соль Покупали» (1975)
«Дело Поручается Детективу Тедди. Бурый И Белый» (1976)
«Самый Главный Воробей» (1977)
«Как Казаки Олимпийцами Стали» (1978)
«Как Казаки Мушкетерам Помогали» (1979)
«Парасолька В Цирке» (1980)
«Семейный Марафон» (1981)
«Лис И Дрозд» (1982)
«Как Казаки Инопланетян Встречали» (1983)
«Как Казаки На Свадьбе Гуляли» (1984)
«Из Жизни Пернатых» (1985)
«Дело Поручается Детективу Тедди. Космическая Загадка» (1986)
«Трубный Глас („Фитиль“ N 317)» (1988)
«Энеида» (1991)
«Как Казаки В Хоккей Играли» (1995)

Сценарист
«Как Казаки Кулеш Варили» (1967)
«Как Казак Счастье Искал» (1969)
«Как Казаки Соль Покупали» (1975)
«Как Казаки Олимпийцами Стали» (1978)
«Как Казаки Инопланетян Встречали» (1983)
«Как Казаки На Свадьбе Гуляли» (1984)

Аниматор
«Приключения Перца» (1960)
«Веселый Художник» (1963)
«Заяц И Еж» (1963)
«Золотое Яичко» (1963)
«Непоседа, Мякиш И Нетак» (1963)
«Аистенок» (1964)
«Водопровод На Огород» (1964)
«Мишка + Машка» (1964)
«Зеленая Кнопка» (1965)
«Сказка О Царевиче И Трех Лекарях» (1965)
«Злостный Разбиватель Яиц» (1966)
«Медвежонок И Тот, Кто Живет В Речке» (1966)
«Осколки» (1966)
«Как Казаки Кулеш Варили» (1967)
«Песенка В Лесу» (1967)
«Пугало» (1968)
«Человек, Который Умел Летать» (1968)
«Как Казак Счастье Искал» (1969)
«Кит И Кот» (1969)
«Приключения Казака Энея» (1969)
«Человек, Который Умел Творить Чудеса» (1969)
«Как Казаки В Футбол Играли» (1970)

информация: ru.wikipedia.org и community.livejournal.com