Кинематограф-2007 — лучшее, худшее и остальное

http://www.eizvestia.com/files/7385.jpg

2007 г. не подарил киноэпосов вроде «Властелина колец» и шедевров на манер «Столкновения», но был по-своему знаковым. Именно в этом году себестоимость блокбастеров с заоблачного уровня, образно говоря, перешла в бюджетный космос.

Судите сами: «Пираты Карибского моря» уложились в $300 млн., а «Человек-паук: Враг в отражении» стоил $258 млн.

Мода на сиквелы передала эстафету опту частей под номером три, вышедших преимущественно в мае (хотя качественно лучший из всех «Ультиматум Борна» последовал позднее). Увы, с каждого такого майского релиза народ выходил несколько разочарованным.

Российское кино окончательно превратилось в конвейер переменного успеха, но стабильной производственной мощности. Ему удавалось быть и сверхприбыльным (фильм «Любовь-морковь» к 8 марта особенно отличился), и беспощадно провальным («Параграф 78»), и критически растоптанным («Код апокалипсиса»).

Оно вызывало то восторг и аплодисменты зала к титрам, то споры — в особенности вокруг своих финалов («12», в меньшей мере — «Я остаюсь»).

Оно неожиданно, но действенно шокировало («Груз 200»). Наконец, оно просто было, и в избытке — без ажиотажа, но с отчасти заполненными аудиториями («Одна любовь на миллион», «20 сигарет»).

Украинцы же настойчиво истязали зрителя подделками под кино (orANGELove, «Инди»), пока вдруг не наградили публику картиной «У реки», за которую, по меньшей мере, было не стыдно.

Звание актера года, хотя и исключительно по совпадению, достанется, пожалуй, Дэнзелу Вашингтону. Он фигурировал как в самой первой громкой премьере января (фильм «Дежавю», который смело, хотя и весьма субъективно, можно назвать лучшим экшном года), так и в последней значимой ленте декабря — криминальном триллере «Гангстер».

Дескрипция прокатного графика по жанрам, разумеется, разнится от одного стиля к другому. В море среднекалиберных комедий, нехватки в которых не было, выделялись особенно остроумные «Типа крутые легавые», «Немножко беременна» и «Super-перцы». Громкие боевики радовали классом, в частности, «Крепкий орешек — 4» и «Трансформеры». Среди около десятка мультфильмов года не было равных потешно-изобретательному «Рататую». Неплохо закрутили зрительские мозги в узел «Внутренняя империя» и «Фонтан». Среди драм стоит отметить крепкую «Королеву», почти совершенную «Черную книгу» и интеллектуальный «Персонаж». А вот ужасы в основном разочаровывали, хотя обида и компенсировалась великолепными «Планетой страха» и «28 неделями спустя».

Лучшие фильмы кинопроката 2007 г. по версии «i»

1. «Черная книга» (премьера 15 февраля).

За шесть лет, прошедших с его последнего фильма («Человек-невидимка»), режиссер Пол Верховен решил вернуться из Голливуда, где он прожил 20 лет, в родную Голландию и снять военно-приключенческую драму, наполненную авантюризмом, кинематографической изысканностью и разного рода интригами.

Получился неплохой фильм-восторг о голландской партизанке, втирающейся в доверие к немцам. Сценарных кульбитов здесь хватило бы на мини-сериал, от стремительности действия голова идет кругом, а режиссура без преувеличения блистает не меньше главной героини. С возвращением на родину и в форму, Пол!

2. «Париж, любовь моя» (премьера 25 января).

Бесподобный киноальманах, вобравший в себя 18 миниатюр разных жанров, посвященных тому или иному району Парижа и представляющих собой своеобразное кинематографическое признание в любви к этому городу.

Не столь важно, что в числе участвовавших в проекте режиссеров — братья Коэны и Альфонсо Куарон, а в эпизодах фигурируют Жерар Депардье и Стив Бушеми.

Главное — то ощущение волшебства, тот романтический экстаз, что оставляет фильм, что заставляет пересматривать, обсуждать его и вспоминать не иначе как с благоговением.

3. «Super-перцы» (премьера 18 октября).

Подростковая комедия о трех оболтусах, желающих приобрести алкоголь и соблазнить девушек — казалось бы, в чем фокус? А фокус в том, что типичная ситуация, в которой может оказаться каждый среднестатистический подросток, преподнесена пулеметной очередью шуток чрезвычайной удачливости, доводящих до натуральной истерики ситуационной потешностью и, как ни странно, вполне узнаваемыми, выдернутыми из жизни главными персонажами. Лучшая комедия о тинейджерах со времен «Американского пирога» — и бесспорно лучшая комедия 2007 г.

4. «Типа крутые легавые» (премьера 10 мая).

Британский режиссер Эдгар Райт и актеры Саймон Пегг и Ник Фрост, некогда подарившие миру «Зомби по имени Шон», сняли на этот раз уважительный стеб над жанром полицейского боевика, причем как в лучших его традициях, так и в худших.

Получилось нечто из ряда вон — киноманское кино для широкого зрителя, где знаток кинематографа вовсю мог похохотать над цитатами из классики, а простой смертный — просто посмеяться от души над ситуационными гэгами. К тому же сам экшн был здесь вполне нешуточный, что было вдвойне приятно.

5. «Внутренняя империя» (премьера 12 июля).

Дэвид Линч — виртуоз странности, сюрреализма и загадочности. Но даже осознание этого не могло подготовить к «Внутренней империи» — трехчасовому сеансу гениальности, граничащей с бредом, экскурсу в человеческое подсознание, сопровождаемому съемкой на любительскую камеру, и как минимум десятку трактовок творимого на экране действа. Но даже ничего не понимающий зритель не мог оторвать взгляд — картина, вопреки логике, гипнотизировала, удерживала цепкой хваткой вплоть до финальных титров. Произведение искусства, да и только.

6. «Рататуй» (премьера 28 июня).

Когда смотришь новый мультфильм студии Pixar, неизменно кажется, что именно он — самый лучший из всех, которые когда-либо смотрел. С «Рататуем» (история о крысенке, случайно ставшем поваром) было не иначе. На всем протяжении он вызывал улыбку до ушей, комичность отдельных моментов заставляла надрывать живот, а по части технической реализации самой компьютерной анимации вопросов не было.

Мультфильмов в этом году было много, но с филигранностью «Рататуя» ни один из них не поспорит.

Фильмы-разочарования кинопроката 2007 г. по версии «i»

1. «Код апокалипсиса» (премьера 4 октября).

Такой беспомощной крупнобюджетной картины российский кинематограф не выдавал со времен «Волкодава». А ведь режиссер Вадим Шмелев своим «Обратным отсчетом» при всех его огрехах некогда как минимум проявил задор.

Наверное, когда к процессу подключается Фонд поддержки патриотического кино, по заказу которого данный фильм был снят, прыти значительно убавляется. Отвратительная деревянная игра, в первую очередь Анастасии Заворотнюк. Примитивные диалоги. Хлипкий сценарий вопреки географическому размаху. Кино, не вызывающее ничего, кроме сожаления о потраченном зря времени.

2. orANGELove (премьера 29 марта).

О нем много писали, его возили в Канны, его бюджет потрясал воображение, вокруг него был выстроен беспрецедентный по меркам отечественного кино ажиотаж.

Когда же фильм показали зрителю, стало ясно, что за ширмой помпезности оказалась одиозная пустышка. Клипмейкер Алан Бадоев сделал красивую картинку, но никудышное кино, в котором ужасала актерская игра, а сценарий зиял многочисленными переписываниями. Остается надеяться, что для режиссера это станет первым и последним полнометражным фильмом.

3. «Параграф 78» (премьера 22 февраля / 29 марта).

Нам обещали отечественный ответ «Обители зла», снятый якобы настолько мастерски, что продюсеры, жалея каждую секунду, выпустили фильм двумя частями.

Допустим, режиссер Михаил Хлебородов и хотел сделать фантастический экшн по голливудским образцам, но в итоге банально обманул зрителя. Его картина не о зомби, а о людях. Представьте себе, если бы в той же «Обители зла» героиня Йовович не расправлялась с живыми мертвецами, а выясняла отношения со своими коллегами. А именно таков «Параграф 78» — помпезный курьез.

4. «Пираты Карибского моря: На краю света» (премьера 24 мая).

Первая серия была шедевром развлекательного кино. Сборы второй перевалили за $1 млрд. Чем же может похвастаться окончание трилогии? Увы, лишь тем, что оно неряшливо доводит все сюжетные линии к завершению. Спецэффекты впечатляют, но кино чрезвычайно затянуто, героя Джонни Деппа (главный козырь франшизы) на экране могло быть куда больше, а сценарные неровности оставляют впечатление, что над сюжетом картины работали десятки авторов, редко консультируясь друг с другом. Дорогостоящая скука.

5. «Инди» (премьера 10 мая).

Образцово-показательный пример того, что украинское коммерческое кино находится в зародышевом состоянии. Издевательски невероятный сюжет. Герои, не вызывающие ни грамма симпатии, а уж тем паче сопереживания. Почти латиноамериканские по своему взвинченному надрыву страдания. Ощущение, что смотришь не художественный фильм, а пилотную серию очередной мыльной оперы. В конце концов, нелепое название, являющее собой музыкальный термин. Мелодрама в худшем смысле этого слова.

6. «Глянец» (премьера 23 августа).

От Андрея Кончаловского ожидали то ли сатиры на гламур, то ли драмы о нем же. Вышло в итоге и то, и другое, вот только степень успешности оставила желать лучшего. Едкость действа резко сменялась покладистостью, персонажи представлялись и забывались, а финал перечеркивал любую мораль.

При этом не покидало ощущение, что «Глянец» снят в первую очередь для аудитории, тождественной главной героине — провинциалке с туманными представлениями о dolce vita, но знающей, что таковая где-то как-то существует.

7. «Хостел-2» (премьера 6 сентября).

Первую часть «Хостела» запретили в Украине, и тысячи киноманов засматривались ужастиком о синдикате, позволяющем убивать людей за деньги, на пиратских DVD. Вторая серия была неожиданно выпущена в прокат — и вполне закономерно вызвала нешуточный интерес. Но интересоваться здесь мало чем — режиссер Элай Рот рассказал то же самое, только более скучно. Да, опять море крови, да, опять невинные жертвы, но все это уже начинает набивать оскомину. Идея себя окончательно исчерпала, пора тушить свет, опускать занавес и заняться чем-нибудь другим.

izvestia.info