«Ми» и мы

Есть два повода поговорить о киевском художнике Павле Фишеле. Первый – его персональная выставка, открывшаяся вчера в Могилянке. Второй – популярный проект «Колыбельные мира», для которого Фишель нарисовал замечательный мультик.

Проект «Колыбельные мира» – это цикл убаюкивающих песен на двадцати языках народов мира. Оживляли музыку лучшие, по мнению продюсера проекта Арсена Готлиба, режиссеры и художники. В целом получилось душевно. Тем обиднее констатировать проколы. Достоинства украинской части цикла, например, исчерпываются волшебным голосом Нины Матвиенко. Мультик напичкан снегурочками с внешностью Верки Сердючки и оленеголовыми символами деревьев. К концу просмотра складывается впечатление, что Нина Матвиенко усыпляет полярника, пребывающего в бреду.

Бесспорный лидер проекта – мультфильм «Колыбельная на идиш», нарисованный Павлом Фишелем. «Как вам? – спросил Арсен Готлиб режиссера Ивана Максимова («Болеро», «Слева направо») на киевской церемонии закрытия «Крока». «Плакал», – был ответ.

Юрий Норштейн как-то говорил о том, что если человек не улавливает запаха падающего снега и музыку расправляющихся крыльев, то ему в искусстве делать нечего. С этой точки зрения искусству Фишеля открыта зеленая улица. Запахами, а особенно звуками наполнена его персоналка «Нико, дай «ми»!»: работы разных лет с явным перевесом прошлогодних, созданных под впечатлением от выставки Нико Пиросмани. Обычно человек человека просит дать «ми», когда настраивает гитару. Мишель решил настроиться под Пиросмани, что неожиданно и приятно.

Имя Фишеля прочно связано с деятельностью Института иудаики и издательством «Дух і літера», выпускающим маргинальную еврейскую литературу. Иллюстрации – главное ее достоинство, много раз отмеченное призами международных конкурсов. С помощью Пиросмани Фишель расширяет контекст, добираясь в своем желании звучать без фальши до самого скелета живописи – подрамников. Сбитым в прямоугольник палкам, на которые натягивают холст, посвящена отдельная серия. «В подрамнике сохраняется потенциал живого дерева, его устремленность ввысь», – утверждает художник. В мусоре, вывернутом на бумагу из ведра, он усматривает «персонажей жизни, которым уготована важная участь – быть на вторых ролях». Живопись представлена пронзительными попытками «раздеть» классиков. Точнее, медленно раздевать их до тех пор, пока не проклюнется начало, зародыш гения. Свободный от социальных норм, рыночного вкуса и вопросов о национальности, он и является искомой «ми», нотой, звучащей без фальши.

Фишель – упрямый философ и законченный эстет. В контексте актуального искусства ему делать нечего. Ни при каких обстоятельствах он не ударит зрителя под дых, дабы привлечь его внимание к проблеме или самому себе. Забавно, что с открытием именно его выставки связан анекдот, устроенный прессой. Отчаянно путая актуальное искусство с современным, а Фишеля, видимо, с Ньютоном (немецкий художник, прославившийся работами в жанре «ню» – Авт.), пресс-анонсы пестрели сообщениями об открытии выставки «Ника, дай мне!».

news.24.ua