"Студии "Ханна-Барбера" исполняется 45 лет"

Ровно 45 лет минуло с тех пор, как два мультипликатора Уильям Ханна и Джозеф Барбера основали свою собственную студию, которая смогла выпустить огромное количество анимационных фильмов и сериалов для телевидения. Множество любимейших мультперсонажей всего мира принадлежат "Ханне-Барбере". Давайте вспомним, как Уильям и Джозеф пришли в искусство мультипликации и как основали свою великую мультипликационную державу.

Билл Ханна родился 14 июля 1910 года в городе Мерлоуз, штат Нью-Мексико. Его отец был выходцем из Ирландии, а мать американка. Билл был третьим из семи детей в семье и был единственным сыном. Все семейство было вынуждено без конца скитаться по штатам, так как отец Билла был строителем и работал в разных местах (штаты Орегон, Юта и Калифорния). Билл быстро нашел общий язык со своим папой, который ласково называл его "братом", так как его окружали только жена да дочери. 

В 1919-м году Билл вступил в ассоциацию бойскаутов (почти тоже самое, что наш пионерлагерь) в Лос-Анжелесе, тогда же он пристрастился к музыке и рисованию, стал писать стихи и играть на различных инструментах. Когда Билл учился в школе, он частенько захаживал в кинотеатры, где смотрел мультфильмы с участием кота Феликса. Уже тогда его привлекло искусство мультипликации, но он не придал этому особого значения. После окончания школы в Комптоне (Калифорния) в 1928-м году, Билл Ханна поступил в колледж на факультет журналистики. Но он проучился там всего лишь год, так как в 1929-м году, когда началась Великая депрессия, покинул журналистику и отправился на поиски работы, дабы заработать себе хоть сколько-нибудь на жизнь.

В 1929-м году вместе со своим отцом Билл участвовал в строительстве нового кинотеатра в Голливуде. В течение почти полугода он выполнял "черную работу", таскал стройматериал и тяжелое оборудование. Он был счастлив, когда, наконец, распрощался со строительством, а потом устроился на бензоколонку и стал мыть автомобили. 

При помощи знакомого своей сестры, в 1930-м Ханне удалось попасть в мультипликационный отдел киностудии "Warner Bros.", где Леон Шлезингер, Хью Харман и Рудольф Айзинг замышляли снять новую анимационную серию под названием "Looney Tunes". Когда работа над первыми рисованными фильмами началась, в обязанности Билла входило только решение всевозможных организаторских "задач", однако спустя несколько месяцев он стал заниматься чисткой целлулоидных листов. Наравне с этим, он частенько подкидывал Айзингу и Харману свои коротенькие сценарии для мультфильмов. Через год после начала работы на "WB", Билл основательно подружился с этими двумя шефами и даже был назначен главой отдела рисования. Ханна также писал музыку и тексты песен к "Looney Tunes", а также рассчитывал музыку с анимацией, в чем ему помогло музыкальное образование, отличное знание математики и прекрасное чувство юмора. 

Билл Ханна говорил, что его дни с Хью Харманом и Руди Айзингом были самыми счастливыми на свете. В студии царила домашняя атмосфера, которая благоприятно сказывалась на развитии творческих идей, которыми Билл располагал как никогда. Единственная неприятность, которая постигла Ханну, случилась тогда, когда Билл, недовольный заработком у Хармана с Айзингом, решил пойти работать у Диснея. Однако Уолт посоветовал Биллу всего лишь поговорить с Руди насчет денег и все будет нормально. И действительно, после разговора Билл тут же получил прибавление к зарплате.

Когда в 1933-м году Харман и Айзинг покинули "WB", то многие из сотрудников, включая Фрица Фрилинга, остались со Леоном Шлезингером, чтобы продолжать делать "Веселые Мелодии" и "Looney Tunes". Однако Билл Ханна, надеясь на Руди и Хью, решил уйти вместе с ними. В течение трех месяцев, когда Харман и Айзинг вели переговоры с различными студиями в поисках пристанища, Билл рисовал рекламные плакаты и рисунки. Надежды Билла на Хармана и Айзинга оправдались - уже летом 1934 года был подписан контракт со студией "MGM" и основана там мультипликационная студия. Руди и Хью вновь возглавили режиссерские посты, набрали аниматорскую группу и приступили к созданию музыкального анимационного сериала "Радостные гармонии" ("Happy Harmonies"), для которого Билл со своим музыкальным талантом понадобился как никогда.

В 1936-м году Билл Ханна был вознагражден Хью Харманом и Рудольфом Айзингом за хорошую работу в их коллективе. Его назначали режиссером мультфильма "К весне" ("To Spring"), красивой музыкально-анимационной сказки, в которой при каждом наступлении весны эльфы красят все деревья и траву в зеленый цвет, однако им препятсвует владыка зимы, который делает все, чтобы долгожданная весна не наступила. Билл прекрасно справился с возложенными на него задачами, в том числе и анимационного характера. В те же успешные годы Билл познакомился со своей будущей женой, сестрой подруги одного техработника анимационного отдела "MGM".

Джо Барбера  родился 24 марта 1911 года в Нью-Йорке в семье итальянских иммигрантов. Позже Джо и его родители перехали в Бруклин. Джо Барберу и его двоих братьев воспитывала его бабушка по материнской линии, жившая в Сицилии. В восьмилетнем возрасте Джо научился рисовать и пошел учиться в церковную школу. Вскоре Барбера перешел в обычную среднюю школу, где он по-настоящему применил свои "художественные" способности, став редактором школьной газеты. 

После окончания школы, Джо работал портным, а также занимался боксом. Барбера так искусно колотил по груше, что личный тренер пророчил ему карьеру боксера. Когда началась Великая Депрессия, Джо осел в компании Ирвинга Труста, которая располагалась на Манхэттенской Уолл-Стрит. Там Барбера обучался изобразительному искусству и другим не менее важным наукам, в том числе и точным. Джо изнывал в этой компании, ведь у него "страдала" математика. "6 жутких лет в компании, вот что это было", - вспоминал Джо. 

На Восточном Побережье США Джо работал помощником налоговщика, и продолжал трудиться у Ирвинга Труста. Однако куда приятней для него было занятие рисованием. Свои первые рисунки он пытался засунуть в издательства различных журналов, однако далеко не все их публиковали. Но через некоторое время он продал свои рисунки одному предпринимателю за 25 долларов и для себя он точно решил, что будет заниматься только рисованием, чем помогать людям, связанным с налогами и прочими банковскими делами. Осенью 1929 года в кинотеатре он увидел первую "Бесхитростную Симфонию" Уолта Диснея под названием "Пляска Скелетов" ("The Skeleton Dance") и был буквально околдован этим мультфильмом, ничего подобного раньше он не видел. Эта "Пляска..." еще больше вдохновила его, и он окончательно понял, что будет мультипликатором. Восторженный, Джо написал письмо Уолту Диснею с надеждой, что творец нового анимационного шедевра возьмет его на работу к себе в студию. Дисней пообещал, что когда он будет проездом в Нью-Йорке, он встретится с Барберой. Но Уолт так и не приехал, встреча не состоялась. Позже Барбера вспоминал: "А хорошо, что тогда я не встретился с Диснеем. Ведь я бы мог устроиться к нему в студию, и уж точно тогда не было бы ни Тома и Джерри, ни Флинтстоунов...".

И вот Джо с головой погрузился в уч#@@@#. Он учился профессионально рисовать, штудировал умные книжки, посещал дополнительные занятия сначала в студенческой Художественной Лиге, а потом в Институте "Пратт" в Бруклине. Когда учеба в вузе подходила к концу, он сказал своему преподавателю Пратту, что чрезвычайно заинтересован мультипликацией и хочет устроиться на работу по специальности. Пратт, согласившись, отправляет Джо в студию Флейшеров, где уже осваивался бывший студент Уилард Бовски (Willard Bowsky). 

Первой работой Джо у Флейшеров стала раскраска целлулоидов. Барбера позднее вспоминал, что это была настолько скучная работенка, ведь цветов-то тогда было всего два - черный и белый. Вот и красил Джо эти целлулоиды в однообразные и надоедливые два цвета. Через несколько лет он понял, что это занятие абсолютно бесперспективное, и хотя Дэйв Флейшер умудрялся давать ему по доллару за удачную шутку, он ушел со студии и потерял свою дополнительную работу в банке, таким образом, на несколько месяцев став безработным. Но вот удача повернулась к нему лицом - встретившись со своим давним школьным приятелем, Джо удалось попасть в анимационную студию безнесмена Вана Беурена (Van Beuren). Ван-Беуренский "цех" мультфильмов располагался недалеко от Флейшеровского, поэтому Джо не пришлось никуда переезжать. 

Приятель посоветовал Джо, чтобы он, придя на студию, заявил :"Я уже был аниматором!". Не сказать же Беурену о раскраске целлулоидов... С горем пополам Барбера был назначен художником-фазовщиком. Его старшим аниматором был Карло Винчи (Carlo Vinci). Винчи заметил, что Джо понятия не имеет, как и что вообще делается в этой студии, поэтому быстренько проинструктировал его насчет аниматорской работы и прочих технических дел. Освоившись, Джо стал более-менее продуктивно работать, а уже через несколько месяцев был назначен помощником аниматора.  Должность была неплохая, однако Джо тянуло в отдел сценария, в котором он бы мог придумать массу шуток для новых короткометражек.

Через энное количество лет, студия Вана Беурена начала "разваливаться". Джо предчувствовал, что студия была обречена. У Вана Беурена просто не хватало сил, чтобы поддерживать свою аниматорскую команду в надлежащем виде, и чтобы делать её успешной и более качественной. Персонажи мультфильмов Беурена были малопривлекательными. Последней каплей стало создание Коровы Молли, но и она не принесла команде известности и финансовых средств. Ван Беурен был вынужден закрыть свою студию в 1936-м году, спустя шесть месяцев после того, дистрибьютор его студии "RKO - Radio Pictures Inc." подписал контракт с Уолтом Диснеем, посчитав мультфильмы Беурена неприбыльными. Весь штат сотрудников студии, потерпевшей фиаско, был благополучно распущен. 

После краха Ван-Беуренской студии, Джо Барбера решил отправиться в Калифорнию, устраиваться на работу к Диснею. Но повременил с этим, и сначала заехал в студию мультипликатора Пола Терри "TerryToons", так как располагалась она в Нью-Рошилле, недалеко от Нью-Йорка. Терри тут же нанял Джо на работу, так как был страшно разозлен на Диснея, ведь многие из сотрудников "TerryToons" "перебежали" к нему в компанию. 

В студии Пола Терри творилось меньше хаоса и анархии, чем у Вана Беурена, Терри делал самые дешевые мультипликации, лишь бы только штат не растерять. Джо трудился у Терри в качестве сценариста. Вместе с Барберой сценаристами "служили" Джек Зандер (Jack Zander) и Дэн Гордон (Dan Gordon), которые стали хорошими друзьями Барберы на долгие годы. Так, Джек Зандер работал над "Томом и Джерри" в 1940-1943 аниматором, а Дэн Гордон, брат аниматора Джорджа Гордона,  в 60х на студии "Ханна-Барбера" сценаристом.

Решающая встреча Уильяма Ханны и Джозефа Барберы произошла летним деньком 1937 года в анимационом отделе киностудии "MGM". Тогда Джо уже уволился с "TerryToons" и все никак не мог найти себе новую привлекательную должность. В тот год на "MGM" творилась полная неразбериха: от мультфильмов совершенно не было прибыли, рабочих рук не хватало и руководство кинокомпании решило пополнять штат своего мультотдела, лишь бы хоть как-то повысить кассу рисованных лент. Так как Харман и Айзинг были и режиссерами, и продюсерами, ясно, что для них эти две должности были тяжелым бременем. Продюсером анимационного отдела был назначен Фред Куимби, бывший завотделом короткометражных фильмов. Куимби, не раздумывая, "выкрал" у Пола Терри несколько талантливых людей, в том числе Джека Зандера и сценариста Тэда Сирса, ну и, конечно, Джо Барберу. Хотя последний из вышеназванных пришел в отдел сам. Джо был назначен сценаристом анимационных фильмов, заработок ему был предложен почти 90 долларов. 

Несмотря на пополнение штата, "MGM"овская мультипликация продолжала загибаться. Новая серия анимационных лент "Капитан и дети" ("The Captain and the Kids"), созданная по немецким комиксам "Katzejammer Kids", с треском провалилась, несмотря на то, что мультфильмы режиссировали Билл Ханна и пришедший на помощь Фриц Фрилинг, который через год своего пребывания на "MGM"-овской студии, вернулся на "Warner Bros.", разочаровавшись в "Капитане и детях". Пришедший в студию "газетный" художник Милт Гросс (Milt Gross) не исправил положения, а Рудольф Айзинг не мог пополнить кассу мультотдела от своих красивых мультфильмов. Тогда Джо Барбера, посоветовавшись с Биллом, подсказал Фреду Куимби, что успеха у студии не будет никогда, пока не появятся двое персонажей, которые бы были противоположны друг другу по характеру и по внешности и постоянно бы между собой соперничали, подобно коту и мыши. "А что, кот и мышь - неплохая идея", - подумал Куимби. 

Основав мультсериал "Том и Джерри", Билл Ханна и Джо Барбера сколотили себе состояние, славу, популярность и любовь зрителей. Приключения кота и мыши принесли "MGM"-овской студии аж 12 номинаций на "Оскара", семь из которых оказались выигрышными. В 1940-м году мультотдел "MGM" был на грани закрытия, однако выпустив в свет первую рисованную комедию "Puss Gets the Boot", Билл и Джо доказали, что, собственно, рано "MGM"-овским боссам прикрывать анимацию, все у нее еще впереди. Мультотдел продержался еще 18 лет.

После закрытия анимационного отдела в начале 1958 года в связи с тем, что руководство кинокомпании посчитало анимационные короткометражки малоприбыльными, более 110 сотрудников мультотдела были уволены, в том числе Билл и Джо. Естественно, что большинство безработных пошли искать пристанища в другие кинокомпании, однако Ханна и Барбера, будучи продюсерами, посчитали, что им под силу организовать собственную компанию. Подписав контракт с "Columbia Pictures", они создали анимационную студию с простеньким названием "Ханна-Барбера", при этом не надеявшись, что она просуществует сколько-нибудь лет. Ведь тогда на кинорынке было высочайшая конкуренция! Постепенно штат сотрудников студии начал пополняться. В результате к концу 1958 Ханна и Барбера имели высокопрофессиональный коллектив, готовый к предстоящей работе.

Первым мультсериалом Ханны и Барберы считается "Шоу Рафа и Редди" ("Raff and Reddy Show"), выпущенным для телевидения. Но первый успех студии принесли приключения мышат Пикси и Дикси и пса Хаклберри Хаунда. Настоящий фурор на телевидении проивело появление таких знаменитых мультсериалов как "Флинтстоуны" (1960), "Top Cat" (1961), "Джетсоны" (1962), "Джонни Квест" (1964). Впринципе, эти анимационные серии были дешевыми, анимация особо не привлекательна, однако сценарий просто превосходный. Storyboard-артистам Ханна-Барберовской студии удалось сочинить просто массу уморительных историй, которые были воплощены в рисованных лентах. Среди самых известных сценаристов - Тони Бенедикт - работал над "Джетсонами"; Кэл Ховард придумывал приключения Флинтстоунов.

Пышно отпраздновав десятилетие студии, Ханна и Барбера приступили к созданию новых анимационных приключений - "Скуби-Ду, где ты?" (1969), "Джози и котики" (1970), "Powerpuff Girls" (1973) - все эти и другие мультсериалы пользовались неслыханной популярностью. "Ханна и Барбера" стала настоящей фабрикой мультфильмов. В студии работало более 200 человек, на каждого из которых были возложены определенные задачи.

В середине 1980-х производительность студии стала падать из-за высокой конкуренции других компаний, ставших производить анимационные товары для телевидения. Сняв мультсериалы "The Smurfs" (1981) и новые приключения "Супердрузей" ("SuperFriends"), студия прекратила свое существование в начале 90х. Джо Барбера и Билл Ханна срежиссировали свои последние полнометражные мультфильмы с участием "звездных" Джетсонов и Флинтстоунов. Основатели легендарной студии устроились в анимационную студию кинокомпании "Warner Bros.", где продолжили свою продюсерскую деятельность. 

Ныне мультфильмы Ханны-Барберы по-прежнему очень популярны. Некоторые мультсериалы были экранизированы. Издано множество компьютерных игр с персонажами, созданными студией. Радует и то, что один из основателей студии - Джо Барбера - до сих пор занимается продюсированием, несмотря на возраст. Теперь Барберу можно смело назвать живой легендой мультипликации, ведь он стал свидетелем тех анимационных событий, о которых теперь, кроме него, вспомнят разве что только Кэл Далтон (Cal Dalton), аниматор WB, в декабре празднующий 95-летие, и давний друг Джо Барберы Джек Зандер, которому в августе этого года также исполнилось 95 лет. И если Джо всю свою жизнь посвятил непосредственной работе с мультипликацией, то Джек с конца 50х читал лекции по анимированию в киношных университетах и был хорошим преподавателем. 

Пока жив основатель, будет жива и студия, хоть теперь она и не производит анимационную продукцию, но радует нас прошлыми мультсериалами.

(c) DoGNik

subscribe.ru