У Чижика-пыжика появится именитая подруга

26 октября в Петербурге, в городском детском киноцентре «Родина» была установлена модель будущего памятника культовому персонажу отечественной мультипликации – Пластилиновой Вороне. Таким образом, руководство фестиваля «Мультивидение» при поддержке студии «Пилот» решили почтить память известного режиссера Александра Татарского. Создатель мультфильмов «Следствие вели колобки», «Туда и обратно», «Крылья, ноги, хвосты» и бесспорного шедевра «Падал прошлогодний снег» скончался 22 июля 2007 г. В киноцентре также состоялась ретроспектива мультипликационных фильмов Татарского.

Художник студии «Пилот» и автор макета памятника Алексей Почивалов изобразил героиню в точности, как в мультфильме – пластилиновая ворона сидит на античной колонне, держа в клюве сыр, а в лапке вертушку. Известные деятели культуры теперь могут оставить свои отпечатки пальцев на временном памятнике и автографы на его основании. «Настоящий и постоянный памятник планируется установить через год, во Всемирный День мультфильмов, в этом же киноцентре» - сообщает NewsInfo пресс-атташе «Мультивидения» Кирилл Рейн. – «Не смотря на то, что самый дешевый материал в таких делах – пластилин, скульптура все-таки будет выполнена в бронзе».

Напомним, что мультфильм повествует о рассказчиках, забывших сюжет басни Крылова «Ворона и лисица», которые пытаются вспомнить его по ходу повествования. Так вместо вороны появляются то собака, то корова и даже бегемот, а вместо лисицы — сначала «страус злой, а, может, и не злой…», а затем дворник. Полностью переиначив сюжет классика, басню наделили новой моралью — «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строительство или подвешен груз». Собственно, что и требовалось доказать - милый мультфильм хотели запретить, поскольку он оказался «идеологически безыдейным». Еще бы! Ведь главные герои картины - дворник, который позднее перекочевал в стопроцентный пластилиновый мультфильм «Падал прошлогодний снег» и ворона, которая никак не могла определиться не только со своим местожительством – ель или пальма, но и со своим биологическим видом. Спасли картину Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, показавшие наперекор цензорам «Ворону» в одном из выпусков «Кинопанорамы».
На создание легенды о мультипликационной вороне ушло почти 800 кг советского пластилина, который из-за блеклых цветов пришлось еще и раскрашивать. И, конечно, не удивительно, что четверть века назад, после невероятного успеха мультфильма у публики, с прилавков магазинов на полгода исчез… обычный пластилин! Ворона Татарского стала причиной по-хорошему массового помешательства и устроила настоящий пластилиновый бум – лепили все.

«С Александром Татарским я встретился в Коктебеле, – делится воспоминаниями с NewsInfo композитор мультфильма Григорий Гладков. – «Пел на пляже, и ему понравились мои песни-сказки или баллады. Когда началась работа над «Пластилиновой вороной», меня вызвали в Москву из Ленинграда, где я жил. Приехал, мне дали стихи Успенского, и я тут же сочинил еще две песни, и мы отправились на худсовет. Я тогда еще не был членом Союза композиторов, и музыкальный редактор пыталась меня отстранить. Кричала, что у них уже был «авантюрист с гитарой» – Сергей Никитин, который написал музыку к мультфильму «Большой секрет для маленькой компании», и что второго раза она не допустит. Но Татарский с Успенским меня отстояли».

Песенку вороны, ставшую хитом, исполнили ведущие популярной в то время детской юмористической радиопередачи «Радионяня» Лев Шимелов и Александр Левенбук. Так же исполнителем песен был приглашен Леонид Броневой. Однако высокое начальство устроило полный разнос: «Почему допустили, что в советском мультфильме поет группенфюрер Мюллер – не помните разве, что актер играл гестаповца в «Семнадцати мгновениях весны»?!

«Пластилиновая ворона» - режиссерский дебют Александра Татарского. Фильм получил 25 наград, в том числе Главный приз IX Всесоюзного фестиваля детских фильмов в Ереване, Главный приз III Московского фестиваля молодых кинематографистов 1982 года, Диплом жюри II Международного фестиваля комедийных фильмов в Габрове (Болгария) 1983 года.

Народный артист СССР, режиссер-аниматор Федор Хитрук («Вини-пух», «Снежная Королева», «Фильм, фильм, фильм», «Каникулы Бонифация») делится с NewsInfo своим мнением об отечественных и зарубежных мультфильмах: «Пластилиновая ворона» - это же символ целой эпохи в отечественной мультипликации и, безусловно, один из моих любимейших мультфильмов. Впрочем, мне как старому человеку, вообще нравится наша классика, где есть сюжет и идея – «Жил-был пес», «Снежная королева», «Заколдованный мальчик». По душе и многие работы моих учеников. Среди западных мультфильмов могу назвать «Белоснежку и семь гномов». Для меня это была настоящая режиссерская школа. К сожалению, сейчас уже трудно отличить, во всяком случае, на первый взгляд, чей мультфильм смотришь – наш, родной или заморский… А ведь раньше – в 50-60 года, когда советская анимация переживала поистине свой звездный час – наши мультфильмы были предельно узнаваемы. Теперь же, я все больше убеждаюсь в том, что национальная особенность отечественных мультфильмов потеряна в огромном разнообразии жанров, заимствованных у Запада. Одно обнадеживает – студия «Пилот» продолжает делать действительно хорошие мультфильмы. А в Москве, я знаю, сегодня работает около десяти анимационных студий. Хочется думать, что отечественная мультипликация все-таки развивается».

Евгения Езерская

www.newsinfo.ru