Flash-mults - Форум о всех мультфильмах

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Flash-mults - Форум о всех мультфильмах » Статьи » ГАРРИ БАРДИН: "Покупают мультфильмы, как семечки:


ГАРРИ БАРДИН: "Покупают мультфильмы, как семечки:

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ГАРРИ БАРДИН:

"Покупают мультфильмы, как семечки:
рупь - стакан"

Беседу вел Юрий ПЕТРОВСКИЙ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО

Увенчанный лаврами 60 с лишним международных и отечественных кинофестивалей (в Аннеси, Канне, Лос-Анджелесе, Лондоне, Шанхае и т.д.) режиссер Гарри БАРДИН приступил к съемкам нового мультфильма "Чуча-3". За плечами Мастера - около 30 лет в кинематографе и свыше двух десятков анимационных картин: рисованных, кукольных, пластилиновых, "веревочных", "тарелочных" - чего он только не оживлял на экране. Весь список оглашать не станем, перечислим лишь некоторые из поставленных им фильмов: "Летучий корабль", "Пиф-паф, ой-ой-ой!..", "Выкрутасы", "Банкет", "Серый волк энд Красная шапочка", "Кот в сапогах"...

- Гарри Яковлевич, по вашему собственному признанию, прежде чем писать сценарий и начинать съемки, вы всегда задаетесь вопросом: про что будет кино? Каков ответ на сей раз?

- Если первая серия "Чучи" была о любви, вторая - о дружбе, то третья - об испытаниях, которым подвергаются дружба и привязанность. В новом фильме, как и прежде, основные действующие лица - заглавная героиня, состоящая из найденной на чердаке подушки и прочего старья, и сочинивший и смастеривший ее Мальчик. Они ничуть не изменились благодаря чудесам анимации: Мальчик не повзрослел, Чуча не постарела, и их "играют" все те же куклы. Правда, теперь к этой паре присоединится еще один ведущий персонаж. Вокруг него и развернется, не побоюсь этого слова, драма, которую нам предстоит привести к благополучной развязке за полтора года работы над картиной.

- Треугольник - в драматургии фигура известная, однако обычно он любовный. А тут - мультфильм для детей...

- И здесь - любовный треугольник, но особенный. Я считаю, и в детском сердчишке зреют те же чувства, что и во взрослом. Они, быть может, не столь глубокие и прочные, но емкие и яркие: если это печаль - то рыдания, если радость - то до самозабвения. В маленьком человеке все наличествует, просто имеет другой оттенок.

- Наверное, появляется третий, к нему тянется Мальчик и Чуча начинает ревновать?

- Все наоборот! Мальчик отторгает новую фигуру в этой партии, потому что считает, что Чуча принадлежит только ему - он ее сделал своими руками и ни с кем не собирается делить. А тут еще некто претендует на благосклонность его Галатеи.

- Это что-то вроде ревности старшего в семье ребенка к младшему?

- Совершенно верно. Я знаю массу реальных историй (не буду называть имена известных людей), когда старшие дети пытались младших утопить, обжечь, уронить... В фильме, разумеется, такой жути не будет. Но в действительности эта ревность существует, она не надуманна. Потому что ребенок - эгоист: он ни с кем не хочет делиться вниманием к себе. Он хочет, чтобы мама, папа, мир целиком принадлежали ему.

- А ваша лента поучает его, что он не пуп земли и не ему принадлежит весь свет?

- Вот вы и сформулировали идею моего фильма. Да, мир многообразен, широк, не поделен лишь на черное и белое, в нем есть нюансы и допустимые компромиссы. И - чужая воля, чужая свобода, с которыми нужно считаться. Я думаю, сегодня осознание этих простых вещей, наверное, как никогда необходимо. Потому что, вероятно, по уровню хамства мы превзошли свои достижения в области балета и ракетостроения. Человек может знать, что он эгоист; но демонстрировать это неприлично. Прилично в себе подавить эгоизм, по возможности бороться с ним.

0

2

- В "Чуче-1 и "Чуче-2" вы, по собственным словам, шли от музыки Гленна Миллера и Исаака Дунаевского. Теперь же исходный посыл - авторский замысел и его воплощение в сюжете?

- Да, сейчас я исхожу из сюжета и идеи фильма. Причем я решил: коль это драма, то и музыка должна быть серьезная. Понимаю, меломаны будут в шоке: для "Чучи-3" мы берем 22 минуты музыки из "Кармен-сюиты" Бизе - Щедрина. Я остановился на гениальной записи, которую сделал в 1984 году Владимир Спиваков с "Виртуозами Москвы" и оркестром филармонии Республики Армения. Из того, что я слышал, это исполнение представляется мне наиболее органичным для нашей картины. Уже получил принципиальное согласие самого Родиона Щедрина, держателя его авторских прав за рубежом и Владимира Спивакова.

Хотя это драма, но в фильме, конечно, будут присутствовать ирония и юмор. По "пушкинскому" принципу - чтобы зрителю было "и больно, и смешно". Катарсис здесь должен быть не трагическим, а во всяком случае - дающим надежду. Обещаю: в моем фильме, не как в "Кармен" - никто никого не убьет, все останутся живы, и окажется финал счастливым.

- Съемки идут на возглавляемой вами студии "Стайер", где мы и беседуем. Она финансирует этот проект?

- Студия не в состоянии финансировать подобные проекты. Она основана людьми, которые больше десяти лет назад ушли с разваливающегося "Союзмультфильма", и тем самым сохранили себя как творческие личности и дееспособный коллектив. Мы ушли без ничего, средства на оборудование зарабатывали сами, отказывались от зарплаты, чтобы купить кинокамеры и осветительные приборы. Благо помещение бывшего фотоателье выделил Юрий Лужков - спасибо ему за это. Ремонт произвели сами, все здесь обустроено своими руками.

Но оказалось, что такие фильмы, как у нас, в России не окупаются. Они штучные, не конвейерные. Производство кукольной ленты длится два года. Это продукция с высокой себестоимостью - ручной труд, который во всем мире ценится и дорого стоит. А у нас...

Телевидение платит за наш труд копейки. Телекомпании покупают мультфильмы, как семечки: рупь - стакан. Берут пример со старого "Совэкспортфильма", который за сущие пустяки мешками продавал наши ленты. Мало того, телевизионщики ставят анимацию в эфир, мягко говоря, в непонятное время.

В прошлом году мне исполнилось 60. Я решил предпринять некую культурную акцию - "отчитаться перед народом", как это называлось в советское время. Телеканал "Культура" взял 3,5 часа моих картин. И показывал их после 11 вечера, без всякого предисловия; в публикуемом в печати расписании передач значилось - "23.10. Мультфильм". (Потом даже мои знакомые удивлялись, что, оказывается, фильмы Бардина прошли в эфире, а они ни сном ни духом не ведали.) За все на круг "Культура" заплатила 2 тысячи долларов. Между тем в России производство 10 минут мультипликации обходится в 70 - 80 тысяч долларов, за границей же - в несколько крат дороже.

- Да, но "Культура" - некоммерческий канал. И потом телевизионщики, наверное, сочли, что ваши фильмы - для интеллектуалов.

- А я-то всегда считал, что работаю для самой широкой аудитории, в первую очередь для детей, не забывая и о взрослых, и никогда не претендовал на некую элитарность. Встречи со зрителями, в том числе юными, подтверждают такое мое мнение.

Что же касается того, коммерческий канал или некоммерческий... ТВЦ ведь тоже взяло все мои фильмы. И тоже по смешной цене. А на РТР мне было сказано: "Мы можем показывать вашу ретроспективу в 7 утра". Я попытался возразить: кто же будет смотреть "Адажио" в такую рань? И получил не ответ, а отлуп: "Адажио" мы совсем не станем показывать - вы нам испортите аудиторию". Это что же за аудитория, которую можно "испортить" фильмом, получившим награды восьми кинофестивалей? Извините, за каких же недоумков телевидение принимает российских зрителей?

Не надо думать, что только студия "Стайер" оказалась в таком положении - российской анимации живется очень трудно. Об этом и о том, в чем профессионалам мультипликационного кино видится выход из сложившейся ситуации, мы - режиссеры Александр Татарский, Юрий Норштейн, Наталья Дабижа и я - говорили нынешней весной на встрече с министром культуры РФ Михаилом Швыдким. О том, что анимация всегда была, пожалуй, самой успешной отраслью в отечественном кинематографе, но сейчас она нуждается в поддержке, прежде всего государственной. Да, и сегодня есть достижения, вершины - работы Александра Петрова, Константина Бронзита, Михаила Алдашина. Однако средний уровень хуже общего "союзмультфильмовского" потока в 60 - 70-е годы. Образовался разрыв между поколениями - талантливой смены тем, кому за 40, пока не видно. Нужно растить кадры, создавать Академию анимации.

Необходимо больше заботиться о прокате анимационных лент, чтобы они для начала вышли на самоокупаемость. Например, почему бы не формировать сборники мультфильмов: "полный метр" - это уже киносеанс, а значит, спрос.

Для существования мощного потока российской анимации надо, наверное, создавать сильные центры кинопроизводства - типа "Союзмультфильма" в его лучшие годы, но на новом технологическом уровне. Тогда бы появились и отечественные качественные мультсериалы для ТВ. При этом нельзя забывать и о малых студиях.

Предложений на той встрече прозвучало немало. Многие из них вошли в проект постановления Правительства России о господдержке кинопроизводства и кинообслуживания населения, представленный министром 4 июля. Как известно, утверждение документа намечено на август. Думается, в окончательном тексте постановления роль российской анимации найдет достойное отражение и на ее развитие будут выделены достаточные средства из обещанного отечественному кинематографу миллиарда рублей.

Пора понять: забота об анимации - это забота о будущем страны. Приходится констатировать, что за минувшее десятилетие целое поколение юных россиян выросло на японских и американских мультфильмах, зачастую не имея доступа к произведениям отечественной анимации. Необходимо переломить ситуацию и задуматься: что смотрят наши дети? И что будут смотреть их дети?

- Кстати, как вы относитесь к недавней публикации Василия Ливанова в "Литературной газете", в которой артист предъявляет довольно серьезные претензии министру культуры М.Швыдкому? Там В.Ливанов ссылается и на ваше мнение.

- Я дистанцируюсь от всего, что говорит и делает В.Ливанов. А отвечать привык только за то, что говорю и делаю сам.

Источник www.kultura-portal.ru

0


Вы здесь » Flash-mults - Форум о всех мультфильмах » Статьи » ГАРРИ БАРДИН: "Покупают мультфильмы, как семечки: