Олег Цуриков снял первый в Украине пластилиновый клип

История про мультяшный клип на "Колискову" "ВВ" – почти что сказочная. Жил-был актер Цуриков, который случайно стал аниматором, а после этого вышел в режиссеры... Дело было так: набрался смелости, вручил Скрипке визитку, потом работы показал – и дали ему добро на "снятие позитивной чертовщинки в гоголевском духе". А потом она, чертовщинка эта, еще и на фестивале "Відкрита ніч" стала лучшим мультиком. Но лучше вам об этом сам Цуриков расскажет!

– Олег, вы вообще по профессии кто?

– В Харьковском институте искусств я учился на актера театра кукол. Аниматором стал случайно – в рисованном мультике. С пластилином начал работать, когда Степа Коваль снимал свой "Шел трамвай, девятый номер" – он, кстати, получил "Серебряного медведя" на "Берлинале". Еще мы со Степой делали "Злыдней". А потом я... снял клип для "ВВ".

– Как было дело?

– Я живу в Броварах, и однажды "ВВ" там выступали. Удалось вручить Скрипке визитную карточку, и через некоторое время он попросил меня показать свои работы. Я передал диск, а еще ненавязчиво упомянул, что делал "Трамвай...". Позже в каком-то интервью Олег говорил, что увидел кукольную пластику, и ему понравилось. Через месяц или полтора он позвонил и предложил снять пластилиновый мультфильм для "Колисковой". Я даже сначала не поверил, что Скрипка звонит, – думал, друзья разыгрывают. Они знали, что я дал ему визитку, и один раз уже подшутили надо мной. Позвонили: это, мол, продюсер группы "ВВ" – я повелся. А тут Олег еще и по-русски говорил – я-то привык его на украинском слышать. Думал, опять издеваются, если честно – чуть не матюкнулся. Но когда он сказал о каком-то нюансе, которого не могли знать друзья, – все стало понятно. Трубка задрожала в руках, и... я согласился. Дали послушать песню, я написал сценарий, а утверждать пришлось перед его концертом – минут десять зрители Скрипку ждали, пока я ему все объяснял. Он сказал: "Будем работать" – и побежал на сцену.

– Какие-то идеи "по поводу" "вэвэшники" выдвигали?

– Олег сказал, что хотел бы видеть это в "гоголевском духе позитивной чертовщинки". От этого мы и "плясали", потому и персонажи такие. В клипе есть эпизод, где один герой налысо бреет маленького Пушкина – остаются одни бакенбарды. Если кто не смотрел клип, вкратце расскажу, о чем речь. Главных героев трое: Ципа, Могила и Глина. Они бреют всех, кто не спит, – кому оставят на голове "ирокез", кому "оселедець". Прекращается это "безобразие", когда появляется беременная жена Могилы и бьет его скалкой по голове. Он с перепугу бросается домой, за ним разбегаются и остальные. Хотя, что тут рассказывать – это надо видеть!

– Трудно работать с пластилином?

– Его нужно постоянно подмазывать, то есть от сцены к сцене чуть ли не вылепливать заново. Например, поднимаешь герою руку – а пластилин рвется. Надо аккуратно подправить: художник мог бы нарисовать пару картинок, пока я выставляю один кадр. А вообще, у меня в клипе персонажи не очень детализированные. В рисованной анимации или "твердой" кукольной очертить героя легче, а с пластилином, который мнется, мелких деталей не сделаешь. Больше всего работали над тремя главными персонажами, а были же еще второстепенные и даже настоящая массовка.

– Сколько времени ушло?

– Если не считать подготовку сценария – четыре месяца. Пару недель потратили на то, чтобы сделать декорации, главных героев. А остальных долепливали по ходу. Несложного персонажа, например Могилу, который в основном что – балахон да глаза – я и сам могу за полчаса вылепить.

– А фигурки у вас остались или они принадлежат кому-то по авторскому праву?

– Авторское право касается изображения персонажа и его использования – эти права остались у "ВВ". Ципа, Могила и Глина ко мне домой перекочевали. Остальной пластилин смялся и спрятался в коробочки до следующего раза.

– Из какого пластилина вы лепили – из обыкновенного, с которым дети в садике возятся?

– Да, только с ним возятся испанские дети. Наш пластилин твердый, бывает, крошится. А их – мягкий. На морозе не замерзает, в тепле не очень тает. И к пальцам не так липнет, как отечественный.

– А материала-то сколько ушло?

– Я не взвешивал, но килограммов около 200. Были большие декорации – каркас, допустим, из фанеры делали, а сверху обмазывали пластилином. Чтобы сделать "землю", соорудили из пенопласта холмы, сверху положили простыню, а потом уже пластилин – потому что к пенопласту он никак не "клеился".

– Сколько народу надо всем этим трудилось?

– Всего нас было 9 человек – три декоратора, художник, два оператора, компьютерщик, я и еще один аниматор. Жесткого разделения обязанностей не было. Декораторы и художники работали вместе, никто ничем не гнушался.

– Результат Скрипке со товарищи понравился?

– После того как закончили клип, мы с ними встретились только на презентации. Скрипка мне ручку не жал, в комплиментах не рассыпался: "Спасибо, это клад!" – все было намного скромнее. Но я думаю, он доволен, потому что клип получился симпатичный и неформатный. По-моему, первый в Украине пластилиновый. На фестивале "Відкрита ніч" его выбрали "Лучшим анимационным фильмом". Есть идея сделать "вторую серию". То, что сделал, не стало нравиться меньше, но тяжело судить, когда помнишь работу буквально покадрово. Какая-нибудь мелочь другим не видна, но ты-то знаешь: ага, вот здесь я что-то напортачил... Приятно, конечно, что свое. Я ездил с клипом на фестиваль "Крок" и на международный фестиваль в Могилеве. Призов, к сожалению, не привез. Но я не тщеславен, умею смотреть правде в глаза. Зато многие просят записать клип им на диск – россияне, французы. Бывало, просто подходили и говорили: "Классный клип". Это даже и приятнее...

– Чем дальше хочется заниматься? Пластилин запал в душу?

– В принципе, я только пластилином и занимаюсь. И хочется, конечно, сделать свой продукт. Конкретных планов на будущее нет. Но плох тот аниматор, который не мечтает стать режиссером. Была цель сделать свое кино? Сделал! Теперь хочу сделать кино, которое обошло бы весь мир, завоевать "Оскар" и создать в Украине студию мирового масштаба. Чтобы зарабатывала имидж стране и пополняла бюджет.

Источник: http://www.pk.kiev.ua/interview/2007/01/09/121421.html